Предупреждение массовых беспорядков. Мероприятия по предупреждению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков

Для успешного обеспечения общественной безопасности при предотвращении и пресечении массовых беспорядков необходимо эффективное взаимодействие нарядов, групп, подразделений. Для его обеспечения требуется организованное управление.

Организацию управления силами и средствами органов внутренних дел при предотвращении и пресечении массовых беспорядков подразделяют на три этапа (см. приложение 21).

Первый (предварительный) этап включает деятельность руководителя (оперативного начальника) по заблаговременному планированию и подготовке командного и всего личного состава к любому виду специальной деятельности.

Второй этап предполагает деятельность руководителя (оперативного начальника) по управлению силами и средствами при подготовке их к конкретным действиям в случае возникновения чрезвычайной обстановки (например, при возникновении массовых беспорядков).

Третий этап – работа руководителя (оперативного начальника) по управлению силами и средствами в ходе их деятельности по восстановлению общественной безопасности в любых условиях обстановки.

Рассмотрим эти этапы подробнее, принимая во внимание некоторые условности и обобщенность данной деятельности руководителя (оперативного начальника) вне зависимости от занимаемой должности.

Под организацией управления специальной деятельностью органов внутренних дел на первом (предварительном) этапе понимают комплекс действий руководителя по подготовке документов планирования и уточнения исходных данных в случае возникновения чрезвычайной обстановки, на последующих этапах – постоянное управленческое воздействие на подчиненных в ходе выполнения плана.

Организация управления начинается с планирования специальной деятельности, на основании которой проводят обучение всего рядового и начальствующего состава сил ОВД.

Перед началом планирования специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков начальник УВД обязан провести определенную работу по выработке решений на предполагаемые (возможные) действия подчиненных в зависимости от условий чрезвычайной обстановки. В данном случае решение является алгоритмом возможного способа действий в определенной обстановке (какие массовые беспорядки могут произойти, какие действия необходимо предпринять для их предотвращения).

Рассмотрим в общих чертах эту работу, относящуюся к процессу выработки решения для планирования специальной деятельности УВД субъекта Российской Федерации, хотя это применимо и для любого горрайоргана. Следует учесть, что решение принимается начальником УВД, но в его выработке может принимать участие руководящий состав УВД (штаб сводного отряда УВД). В то же время окончательное решение по всем вопросам планирования деятельности сил и средств принадлежит только руководителю УВД.


Работа начальника УВД и оперативного штаба сводного отряда по выработке решения для планирования деятельности сил и средств по предотвращению и пресечению массовых беспорядков строится в следующей последовательности: уяснение задачи, производство необходимых расчетов времени и сил, оценка предполагаемой (возможной) обстановки. При необходимости для расчета сил и средств на определенных местах возможных действий органов внутренних дел проводят их рекогносцировку (см. приложение 4).

В результате данной работы принимают решение по планированию специальной деятельности сил и средств УВД в целом (в том числе и тактические действия сводного отряда УВД), для проведения специальных операций. Проводят работу по уяснению предстоящих задач при возможных действиях ОВД. Определяют возможный замысел планируемых специальных операций.

Конечной целью специальной деятельности сил и средств УВД является обеспечение общественной безопасности. Это может быть достигнуто проведением отдельных мероприятий, а при усложнении оперативной обстановки – проведением специальной операции при участии сил сводного отряда УВД, что и отражают в плане.

В этой связи ставят конкретные задачи нарядам, группам и подразделениям для их действий на любом этапе развития событий. На плане (схеме) города или на демонстрационных схемах мест, где может возникнуть необходимость применения сил и средств органов внутренних дел, определяют места сосредоточения, исходные районы, рубежи развертывания и исходные рубежи, рубежи начала действий для подразделений, групп и нарядов. Все задачи уточняют уже по ходу событий. Необходимо учитывать, что силы и средства должны быть готовы к выполнению и других задач по обеспечению общественной безопасности.

Место действий сил ОВД зависит от развития событий и возможного места возникновения массовых беспорядков. Поэтому планирование производят относительно возможных мест противоправных действий, которые классифицируют по определенным признакам и разделяют на несколько групп. Например, первую группу составляют места, имеющие большую площадь (площади, скверы, части улиц и др.), вторую группу – места на улицах, проспектах, перекрестках улиц; третью – места с массовым скоплением граждан (ж/д и речной вокзалы, автовокзал, аэропорт, рынки и др.); четвертую – места спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий (стадионы, дворцы спорта и другие места сосредоточения зрителей); пятую – места, ограниченные различными строениями, небольшие по площади, с небольшим количеством подходов и подъездов; шестую – места возможных первоначальных сборов толпы для последующего движения к намеченным объектам (пустыри, различные площадки).

После тщательной классификации производят расчет сил и средств, а также времени на их сосредоточение по каждой группе. Для этого из каждой группы выбирают место с таким условием, чтобы оно имело большинство особенностей, свойственных данной группе. На основании такого места проводят расчет сил и средств для проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков. При расчете необходимо учитывать возможный размер толпы, а также реальное количество сил и средств сводного отряда УВД, необходимое для проведения всех возможных мероприятий. Кроме того, далеко не всегда удается собрать все планируемые силы и средства сводного отряда УВД: сотрудники могут находиться в отпусках, на излечении, в командировках и т. п. Поэтому рассчитывают усредненное количество личного состава, а затем определяют реально, сколько сотрудников должно быть выделено каждым горрайорганом, подразделениями аппарата УВД, специального батальона, дивизиона, учебных учреждений и внутренних войск МВД РФ.

ОВД выделяет 60 % списочного личного состава, внутренние войска и учебные заведения – 75 % реального количества. Целесообразно планировать выделение сотрудников в составе подразделений со своим командиром.

При оценке общей обстановки учитывают предполагаемые (возможные) места массовых беспорядков, оперативную обстановку, свои силы и средства, местность, время года и суток, погодные условия.

При оценке предполагаемых (возможных) массовых беспорядков учитывают: общую социально-экономическую обстановку в районе (городе), наличие острых социальных конфликтов, в которые может быть втянуто большое количество граждан, и порядок их разрешения; причины и условия, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков; наличие учебных заведений, общежитий, частного сектора, самостроя, социальный состав населения (рабочие, служащие, учащиеся, школьники), занятость населения (в государственном, частном производстве и др.) (см. приложение 5).

При оценке общей обстановки особо учитывают оперативную обстановку и перспективы ее развития; состояние преступности и ее виды; преобладание насильственных преступлений и тенденцию к увеличению их числа; количество и место жительства условно осужденных и досрочно освобожденных, ранее судимых за опасные насильственные преступления, неоднократно судимых (рецидивистов) за хулиганство, грабежи, разбои и другие умышленные преступления; наличие безработных и не желающих работать преступных групп; наличие лиц, склонных к распространению наркотиков, ложных слухов, включая неформальные организации; наличие групп населения, враждебно относящихся к новым экономическим изменениям; наличие объектов, на которые могут быть направлены преступные посягательства и др.

При оценке своих сил исходят из их количества, степени подготовки, опыта в подобных действиях, наличия специального снаряжения и техники. Делают вывод об их способности восстановить правопорядок, своевременно применить необходимые меры, правильно организовать и специализировать личный состав. Готовность сил и средств проверяют на проводимых командно-штабных и общих учениях.

Основной вывод из оценки обстановки при планировании специальной деятельности должен быть однозначен – способны ли силы и средства УВД выполнить задачу в любом районе города, в любом расчетном месте. Если этого сделать невозможно, то определяют причины и проводят работу по их устранению. Это может быть неподготовленность личного состава, плохая его экипировка, отсутствие достаточного количества транспорта и людей (в том случае изыскивают возможность привлечения региональных сил и средств).

Для предотвращения массовых беспорядков планируют специальные мероприятия: оперативные, следственные, разъяснительные, профилактические, организационные, социально-бытовые и др.

В некоторых случаях проводят режимные мероприятия и отдельные войсковые (тактические) действия, например оцепление района (места) возможных беспорядков, усиленное патрулирование.

Для пресечения массовых беспорядков планируют проведение комплексных войсковых (тактических) действий по блокированию толпы, ее рассеиванию.

При планировании специальной деятельности учитывают время года. Отсюда определяют форму одежды и дополнительное обмундирование для привлекаемого личного состава. Например, для несения службы зимой целесообразно личный состав (патрульные наряды, оцепления, блокирования, рассеивания) одеть в куртки, валенки, полушубки, бушлаты. Продовольственная служба ХОЗО обеспечивает личный состав горячим чаем. В холодное время готовят места обогрева личного состава (например, в автобусах). Летом, в зависимости от погоды, форма одежды должна быть предельно облегченной, чтобы она не стесняла движений. При температуре выше 25 градусов целесообразна полевая форма одежды. Например, при планировании проведения операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков с использованием щитов, для того чтобы не наносить травмы друг другу и для смягчения удара, сотрудники готовят специальные подкладки на руку, поддерживающую щит. Для защиты ног целесообразно заранее приобрести щитки.

В темное время суток личный состав должен иметь фонари (патрульная группа, группа оцепления, ограничения движения, блокирования, охраны важных объектов, применения технических и специальных средств).

Таким образом, планирование является составной частью организации управления органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки. Заблаговременные действия по общей подготовке командного и всего личного состава органов внутренних дел к специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков являются важным управленческим элементом.

Основные этапы возникновения и развития конфликтной ситуации можно подразделить на три этапа:

1. Начальный этап характеризуется появлением повода, ко­торым, как правило, является какое-то событие чрезвычайно­го характера. В этот период появляются и распространяются различные слухи провокационного характера. Начинают фор­мироваться группы людей, из которых впоследствии может образоваться толпа.

Толпа обычно не собирается сама по себе, всегда есть люди, которых можно назвать организаторами. Они, используя слу­хи, домыслы, какие-то факты, активно влияют на эмоцио­нальное возбуждение собравшихся, тем самым, подталкивая толпу на противоправные действия. Зачастую организаторы являются неформальными лидерами отдельных группировок, умеют убеж­дать и заводить толпу. Кроме организаторов в толпе, как пра­вило, действуют подстрекатели и провокаторы, которые, ис­пользуя эмоциональное состояние толпы, при помощи лож­ных слухов и дезинформации стараются спровоцировать неор­ганизованную массу народа на противоправные действия.

Зачастую в толпе формируются группы наиболее агрессив­но настроенных лиц, имеющих целью в обстановке общей неразберихи совершать преступления и другие опасные дей­ствия. Они чаще всего становятся во главе, первыми начинают погромы, поджоги и избиения представителей власти и уп­равления, их обычно называют исполнителями. Зачастую это антиобщественные элементы и бывшие уголовники. Основ­ную массу толпы составляют заблуждающиеся в оценке при­чин и поводов возникновения конфликта и просто любопыт­ные граждане, которые, в конечном счете, могут стать не толь­ко участниками массовых беспорядков, но и их жертвами, что чаще всего и происходит на практике.

2. Активный этап –толпа переходит к целеустремленным противоправный действиям, которые сопровождаются погро­мами, поджогами, грабежами; совершаются другие акты наси­лия, перекрывается движение транспорта, возводятся баррикады, оказывается активное сопротивление представителям влас­ти, в том числе и с применением различных видов оружия.

3. Заключительный этап –характеризуется локализацией и устранением конфликта посредством активного участия орга­нов правопорядка в пресечении и ликвидации группового на­рушения общественного порядка, массовых беспорядков, в выявлении лиц, виновных в их организации, погромах, раз­боях и разрушениях, и привлечении этих лиц к ответственно­сти. Наиболее трудная, но необходимая задача – выявить на этом этапе организаторов, подстрекателей, исполнителей, полно и объективно задокументировать их противоправную деятель­ность с тем, чтобы невиновные граждане не пострадали.

В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки возникают, как правило, сти­хийно, имеют быстрое распространение, сопровождаются со­вершением тяжких преступлений и в них может участвовать значительное количество населения, органы внутренних дел должны находиться в постоянной готовности к пресечению и ликвидации подобных антиобщественных действий. В соответ­ствии с нормативными актами МВД России в органах внут­ренних дел разрабатываются специальные операции по прове­дению охранных мероприятий в этот период.



Организационные мероприятия по обеспечению подготов­ки, организации, управления силами и средствами, привле­каемыми к выполнению задач по предотвращению и пресече­нию групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, осуществляет специально созданный для этого оперативный штаб.

Основными функциями штаба являются:

1. Организация предупреждения массовых беспорядков:

Сбор, обобщение и оценка данных об оперативной об­становке, прогнозирование и разработка конкретных сценари­ев ее развития;

Разработка и организация профилактических мероприя­тий, использование возможностей средств массовой информа­ции, общественных формирований в работе с населением, тру­довыми коллективами по предупреждению массовых беспо­рядков;

Информирование органов государственной власти и уп­равления о нарастании социальной напряженности, межнациональных противоречий, их возможных последствиях, внесение предложений по устранению причин и условий, способствую­щих осложнению обстановки, оказание им содействия в реа­лизации предложений, относящихся к компетенции органов внутренних дел;



Постановка задач по локализации групповых антиобщест­венных проявлений и предотвращению массовых беспорядков, контроль и оказание помощи в их выполнении.

2. Обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках.

3. Управление силами и средствами при пресечении массо­вых беспорядков:

Оповещение и сбор членов оперативного штаба и лично­го состава по установленным сигналам, выдача оружия, спе­циальных средств, средств связи, приведение в готовность транспортных средств;

Сбор и анализ информации о складывающейся обста­новке, ее обобщение и доклад руководителю оперативного штаба, внесение предложений по организации пресечения мас­совых беспорядков;

Подготовка расчетов по расстановке, выдвижению и раз­вертыванию группировки сил и средств;

Принятие решения о пресечении массовых беспорядков, постановка задач по использованию задействованных сил и средств, организация их взаимодействия;

Контроль за выполнением данной группировкой постав­ленных задач и оказание необходимой помощи в их решении;

Ведение журнала действий в операции, карт (схем) и другой оперативно-служебной документации.

4. Организация работы по ликвидации последствий массо­вых беспорядков:

Блокирование района проведения операции и обеспече­ние охраны особо важных объектов на период ликвидации последствий массовых беспорядков;

Сбор личного состава, проверка его наличия, оказание медицинской помощи пострадавшим;

Создание мобильных оперативных групп для воспрепят­ствования повторному сбору участников массовых беспорядков;

Организация охраны общественного порядка патрульными группами по усиленному варианту;

Регулирования дорожного движения;

Пожаротушения и первоочередных аварийно-спасатель­ных работ;

Ликвидации угрозы взрывов;

Тылового обеспечения;

Материально-технического обеспечения;

Медицинского обеспечения;

Резерв – создается для выполнения внезапно воз­никающих в ходе операции задач. Численность резерва, его вооружение и оснащение определяются руководителем опера­тивного штаба в зависимости от складывающейся обстановки.

Общими целями операции являются:

Защита жизни и здоровья людей;

Предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

Предупреждение и пресечение правонарушений и пре­ступлений, выявление виновных, их нейтрализация и привле­чение к ответственности.

К силам, привлекаемым к проведению специальной опера­ции, относятся:

Личный состав органов и учреждений внутренних дел;

Личный состав строевых подразделений полиции;

Слушатели и курсанты высших и средних учебных заве­дений МВД России;

Военнослужащие внутренних войск МВД России, кото­рые действуют как совместно с сотрудниками органов внут­ренних дел под единым руководством, так и самостоятельно.

К средствам, применяемым в специальных операциях, от­носятся:

Оружие и специальные средства;

Оперативная, криминалистическая и специальная тех­ника;

Средства связи;

Автомототранспортные средства;

Служебные собаки;

Боевая и специальная техника, специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.

Тема 1. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности

Задача 1.1. Заполните таблицу основных этапов становления психологии как науки.

Задача 1.2. Напишите известные Вам отрасли психологии, раскройте их предмет изучения.

Задача 1.3. Система юридической психологии включает в себя ряд разделов, каждый из которых имеет свою подструктуру, изложите их в соответствии с нижеприведенной схемой:

Задача 1.4. Заполните таблицу использования психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Задача 1.5. Перечислите методы юридической психологии с учетом предложенной классификации.

Задача 1.6. Отобразите при помощи графического метода (круги Эйлера) соотношение понятийпсихика и сознание:

Задача 1.7. Заполните таблицу основных функций психической деятельности.

Задача 1.8. Заполните таблицу основных сторон правосознания.

Задача 1.9. Психика человека характеризуется разными уровнями. Более высокий уровень образует сознательное отражение действительности. Низкий уровень — бессознательное. Приведены примеры действий, которые выполняются на разном уровне осознания. Укажите, на каком уровне — сознательном или бессознательном — выполнено каждое действие.

Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права

Задача 2.1. При осмотре места происшествия зловонный запах разлагающегося трупа притупляет чувствительность зрительных анализаторов, также и шум негативным образом влияет на остроту зрительного восприятия оперативного работника.

Какое свойство (закономерность) ощущения было представлено в приведенных примерах. Напишите, пожалуйста, какие еще свойства ощущения Вы знаете. Как обозначенные Вами закономерности ощущения влияют на характер профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Задача 2.2. Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно не художникам.

О каком свойстве ощущений идет речь в приведенном примере.

Задача 2.3. Будут ли отличаться словесные портреты одного и того же лица, составленные на основе показаний взрослого человека и ребенка.

Напишите, как индивидуально-психологические характеристики человека, а также род его профессиональной деятельности влияют на восприятие им другого человека. Как называется свойство восприятия, обозначающее зависимость восприятия от прошлого опыта.

Задача 2.4. Потерпевшая, подвергшаяся нападению грабителей, затруднялась описать обстановку преступления. Однако при выходе на место происшествия она точно указала арку дома, куда появились преступники, и переулок, в который убежал один из них.

Какой механизм памяти был использован для оживления воспоминаний потерпевшей.

Задача 2.5. Заполните таблицу факторов, определяющих внимание человека. Приведите пример к каждому написанному Вами фактору.

Задача 2.6. Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные постройки, участки местности, наблюдатьза поведением обыскиваемого и обыскивающих, анализировать обстановку на месте производства обыска с целью получения информации, необходимой для расследования.

Какое из свойств внимания особенно ярко проявляется в данной ситуации. Какие еще свойства внимание Вы можете назвать. Дайте им определение.

Задача 2.7. Известен такой факт. При обыске в доме лица, занимавшегося подпольными абортами, когда следователь рассматривал шкаф, сотрудник полиции, проверявший надворные постройки, отвлек его сообщением о безрезультатности своих поисков. После этого следователь механически закрыл дверцу шкафа и перешел к этажерке. В шкафу же хранился чемодан с инструментарием и медикаментами.

Какое свойство внимания было нарушено у следователя в результате отвлекающих действий работника полиции? Напишите правила эффективного проведения обыска, касающиеся как самой процедуры поиска предметов, так и общения с другими лицами, находящимися на обыскиваемой территории.

Задача 2.8. Чем отличаются между собой два вида воображения: творческое и репродуктивное (воссоздающее).

Из кинофильмов или книг приведите яркий пример решения сотрудником органов внутренних дел профессиональной задачи при подключении им воображения.

Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права

Задача 3.1. Заполните таблицу основных функций эмоций и чувств.

Задача 3.2. Заполните таблицу закономерностей эмоций и чувств.

Задача 3.3. Приведите пример, как эмоциональное состояние свидетеля преступления или потерпевшего повлияло на характер восприятие им обстоятельств расследуемого дела.

Задача 3.4. Напишите невербальные признаки проявления следующих эмоций и чувств:

Задача 3.5. Двое молодых людей подошли к незнакомому человеку с целью ограбления и попросили его дать прикурить. Незнакомец грубо отказал в просьбе, и они стали его избивать, затем взяли кошелек и убежали. Один из них, который нанес первый удар пострадавшему, утверждал, что тот оскорбил его, и он находился в состоянии аффекта.

Можно ли в данном случае говорить о состоянии аффекта. Ответ прокомментируйте.

Задача 3.6. Перечислите основные внешне наблюдаемые признаки физиологического аффекта:

Задача 3.7. Назовите и охарактеризуйте основные стадии развития психологического стресса (по Г. Селье).

Задача 3.8. Напишите признаки волевого акта.

Задача 3.9. Используя психологическую терминологию, охарактеризуйте преступную волю Ефремова.

В небольшом городе длительное время происходили пожары. По некоторым предложениям, они были следствием умышленных поджогов. В конце концов был задержан преступник — 23-летний Ефремов. Объясняя мотивы своего поведения, он заявил, что таким образом мстил потерпевшим. Болезненно самолюбивый, неловкий, немногословный, неумелый в работе, Ефремов не пользовался популярностью в поселке: его редко приглашали в гости, девушки отвергали его ухаживание, а взрослые считали «недоумком».

Постепенно враждебность к жителям поселка стала привычным чувством Ефремова. В очередной раз попав в положение отвергнутого, он несколько дней «не находил себе места», мечтая «возвыситься над людьми и всех поставить на свое место», вел педантичный счет «унижениям», которые ему якобы приходилось переносить. Однажды дом одного из «обидчиков» загорелся, и Ефремов испытал острое наслаждение, наблюдая за взволнованными и испуганными людьми. На следующий день он сам поджег дом в другом конце поселка и, находясь среди людей, помогавших тушить пожар, радовался панике. Вскоре потребность заставить людей страдать, волноваться, плакать и переживать стала у Ефремова столь велика, что он уже активно искал повода для ссоры с кем-нибудь из жителей, чтобы, претерпев унижения отомстить за него поджогом.

Тема 4. Личность как объект психологического познания в сфере деятельности органов внутренних дел

Задача 4.1. Ответьте на следующий вопрос: «Какого человека можно считать личностью?»

Дайте свое определение понятию «личность».

Задача 4.2. Отобразите при помощи графического метода (круги Эйлера) соотношение следующих понятий:

А) Личность и преступник с точки зрения уголовного права

Б) Личность и преступник с точки зрения криминальной психологии

Задача 4.3. Постройте классификацию основных потребностей личности («пирамида» А. Маслоу). Согласны ли Вы с закономерностью, выведенной А. Маслоу, согласно которой потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены потребности более низких уровней. Ответ прокомментируйте.

Задача 4.4. На вопрос начальника следственного отдела, почему следователь Грибов не может установить контакт с подследственным Маминым, Грибов ответил, что Мамин сознательно срывает допрос, затягивая время ответа, очень медленно говорит, отвлекается и постоянно «пережевывает ненужные детали». В свою очередь Мамин заявил, что Грибов «все время суетится».

Определите темперамент Грибова и Мамина. Ответ прокомментируйте.

Задача 4.5. Нередко можно услышать, что холерический и меланхолический типы темперамента имеют больше отрицательных сторон, чем другие. Определите положительные стороны названных типов темперамента.

Холерический:

Меланхолический:

Задача 4.6. Используя психологическую терминологию, определите мотивы и цели данного преступления.

А., Г. и Б. в нетрезвом состоянии стояли у винного магазина. К ним подошел К. и попросил недостающие ему для покупки вина деньги. Услышав отказ, он грубо выразил недовольство и отошел. А., Г. и Б. догнали его и стали избивать. Услышав в ответ ругательства и угрозы, один из них расстегнул ремень с тяжелой металлической пряжкой и стал наносить ею удары по голове К., который вскоре потерял сознание и упал. Преступники продолжали его избивать, нанося удары обутыми в сапоги, ногами. После этого один из преступников подобрал лежащую рядом с К. его меховую шапку, снял с него шарф И перчатки, другой преступник обыскал карманы пальто К. и взял имеющиеся там деньги.

Задача 4.7. На основе теоретических знаний составьте психологическую характеристику одного из типов преступной личности (корыстного, корыстно-насильственного и насильственного - выбранное подчеркнуть) по следующей схеме:

А) Биографические данные (ФИО, дата рождения, национальность, образование, профессия, семейное положение)

Б) Сведения о формировании личности (материальные условия жизнедеятельности, положение и поведение в коллективе, поддается ли воздействию со стороны)

В) Структура личности (особенности психических процессов и состояний - восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, чувств и эмоций, воли; направленности - потребностей, влечений, интересов и мировоззрения; темперамента; характера - отношение к себе, обществу, труду, устойчивость и моральные качества; способности общие и специальные - склонности, одаренность и талант)

Задача 4.8. Напишите известные Вам факторы, влияющие на конформность поведения.

С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник органов внутренних дел.

Задача 4.9. Определите тип личности преступника по следующим характеристикам:

а). Мишин 48 лет, по специальности водитель 1-го класса, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим. Преступление совершил в результате грубого нарушения правил дорожного движения: наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где это было запрещено. Потерпевшему оказал первую медицинскую помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении.

б). Каиров 52 лет, по специальности врач-терапевт, образование высшее медицинское. Женат. На иждивении двое детей и престарелые родители. Ранее работал главным врачом районной больницы, однако за финансовые злоупотребления был понижен в должности и некоторое время исполнял обязанности заведующего терапевтическим отделением этой же больницы. Живет явно не по средствам: имеет два дома, дачу, автомашину. Занимая должность главного врача, продавал лекарственные препараты, выписываемые на пациентов больницы. Сумма похищенного им, составила 500.000 рублей. К моменту возбуждения уголовного дела скрылся.

в). Накануне праздничных дней в органы внутренних дел обратился гражданин Н. с заявлением о том, что его 17-летняя дочь — студентка Юридического института — похищена неизвестными, которые требуют за ее освобождение 25 тыс. долларов. Коммерсант знал, что к моменту передачи денег заложники, случается, уже бывают убиты, и поэтому, не раздумывая, обратился в полицию. В тот же день девушка была освобождена. Ее вместе с приятелем держали в квартире на окраине города.

В ходе разбирательства выяснилось, что 18-летний приятель девушки, кстати, находящийся под подпиской о невыезде по обвинению в хулиганстве, запутался в долгах и обязан был вернуть 20 тыс. долларов «братве». Накинув еще 5 тыс. долларов «за свои услуги», он предложил кредиторам организовать похищение подруги. Юноша позвонил приятельнице и пригласил на свидание. Ничего не подозревающая девушка еще не успела подойти к своему кавалеру, как рядом остановился «Мерседес», и человек с пистолетом буквально загнал молодых людей в машину, которая отвезла их за город. Оттуда ей разрешили позвонить домой родителям и сообщить условия своего освобождения.

Заложница до последнего момента была уверена, что друг также находится в заложниках и вместе с ней переживает тяготы плена. (Определите тип преступной личности приятеля девушки).

Задача 4.10. Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности.

Задача 4.11. Исследование личности девиантных подростков показало, что чаще всего им свойственны акцентуации эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов. Охарактеризуйте упомянутые типы акцентуаций.

Эпилептоидный

Шизоидный

Гипертимный

Задача 4.12. Напишите, как бы повели себя в представленных ниже ситуациях люди с разными видами темперамента.

а) проверка документов в час пик сотрудником полиции по охране метрополитена, когда опаздываешь на работу;

б) увольнение с работы;

в) паника в помещении, охваченном пожаром.

Задача 4.13. Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах внутренних дел.

Задача 4.14. Укажите, о каких компонентах индивида и личности идет речь в предложенных определениях.

Важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?»

Психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольким деятельностей.

Совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении.

Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности

Задача 5.1. Дайте определение понятию «социальная группа».

Задача 5.2. Чем, на ваш взгляд, различаются такие социальные роли, как лидер и руководитель группы.

Задача 5.3. Охарактеризуйте основные стили руководства коллективом

Задача 5.4. Напишите стадии развития стихийного массового поведения. Разберите эти стадии на конкретном примере.

Задача 5.5. Используя схему, охарактеризуйте структуру социальной группы.

Задача 5.6. Придумайте эффективные способы предупреждения массовых беспорядков, прекращения паники и распространения слухов в представленных ниже проблемных ситуациях.

а) На встречных путях друг к другу приближаются две непримиримые группировки футбольных фанатов. Они идут по одной из центральных улиц Москвы. Столкновение группировок может привести к жертвам и многочисленным пострадавшим как со стороны конфликтующих «фэнов», так и случайных прохожих;

б) Во время рок-концерта из-за короткого замыкания звукоаппаратуры загорелись декорации. Возник пожар на сцене и в дальнейшем огонь перебросился на боковые стены зрительного зала. В публике, состоявшей преимущественно из несовершеннолетних, возникла паника;

в) Среди членов жилого кооператива муссируются слухи, что их дом в престижном районе центра Москвы будут сносить, а на месте него правительство города планирует построить автостоянку для легковых автомобилей, чтобы «разгрузить» основные дорожные магистрали центра Москвы.

Задача 5.7. Впишите основные признаки организованной преступной группы.

Задача 5.8. Малые группы могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными). Определите, какие из них являются формальными, а какие неформальными. Назовите основные различия между ними.

Батальон солдат

Школьный класс

Группа детей, играющих в песочнице

Рабочая бригада

Группа детей, убирающих улицу

Группа туристов, совершающих поездку за границу

Учебный взвод

Учителя, работающие в одной школе

Задача 5.9. Ответьте на вопрос: чем определяется принятие личностью определенной социальной роли и статуса в группе.

Задача 5.10. К какому типу преступной группы относится данная общность людей, совершивших преступления.

В городе участились случаи нападений на коммерческие фирмы с целью завладения ценным имуществом и денежными средствами. Преступления совершались группой лиц, хорошо вооруженных, действующих согласовано и отлажено, быстро и жестоко. Потерпевшие сообщили, что преступники появлялись внезапно и мгновенно исчезали.

Задача 5.11. По представленному шаблону опишите структуру примитивной преступной группы и охарактеризуйте функции, которые выполняют члены примитивной группы.

Задача 5.12. Для описания основных явлений, характерных для малых групп, используются понятия: «статус», «роль», «подражание», «коллективизм». Приведенные описания иллюстрируют соответствующие внутригрупповые явления. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь.

Постоянная забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает.

Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию.

Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы.

Осознанное или неосознанное следование поступкам и действиям других людей.

Задача 5.13. Проанализируйте фабулу уголовного дела, определите статус каждого члена криминальной группы и факторы, которыми этот статус определяется.

Сведения из уголовного дела. Криминальная группа из 6 подростков совершила групповое изнасилование несовершеннолетней Кати 3. В процессе следствия было установлено, что Катя 3. дружила с членом этой криминальной группы Сашей Н. За месяц до совершения преступления группа предложила Саше сделать Катю «групповой девочкой». Саша отказался. Через несколько дней он проигрался в карты, и группа «поставила его на счетчик». За день до изнасилования группа потребовала возместить карточный долг или отдать ей свою девушку. Иначе он сам будет «опущен». Саша пригласил Катю в подвал, где собиралась обычно группа. Далее группа вытолкала Сашу из подвала, закрыла дверь, оставив «на стреме» общую групповую девушку Раю Ж., и совершила групповое изнасилование Кати. Из показаний Кати и допроса обвиняемых было установлено, что первым ее насиловал Сергей Р., а последним Миша Б. Затем группа впустила в подвал Сашу и принудила его совершить половой акт с находящейся в бессознательном состоянии Катей.

Сведения о членах криминальной группы. Сергей Р. — возраст 17 лет, находился на перевоспитании в спецшколе с 11 до I4 лет, затем — в спецПТУ — до 16 лет, вместе с подельником Димой В. Дружит со взрослым преступным авторитетом, который «держит» данный микрорайон.

Дима В. — возраст 16 лет, находился на перевоспитании в спецПТУ вместе с Сергеем Р., проходил с ним по одному уголовному делу. Ни в школе, ни в ПТУ не учится. При расследовании прошлого уголовного дела брал на себя роль организатора ограбления магазина.

Миша Б. — возраст 13 лет, учится в школе, занятия пропускает, бродяжничает, иногда занимается нищенствованием. Тянется к дружбе с Гришей Ю., 15 лет, сыном богатых родителей. Следующие два члена преступной группы: Виктор К. — возраст 16,5 лет, учащийся ПТУ, «рвется» в лидеры группы, но его сдерживает пара друзей — Сергей и Дима. Виктор занимается спортом, «качает» мышцы. Не курит и не пьет, парень «себе на уме». Что касается Саши Н., то возраст его — 15 лет, и данном микрорайоне он новосел. Семья его мигрировала из зоны межнационального конфликта. К группе он примкнул, чтобы избежать притеснений других групп.

Предупреждение беспорядков является неотъемлемой частью деятельности по предупреждению преступности в целом. В научной литературе существуют различные названия одного и того деятельностью. Мы разделяем мнение Миньковский Г.Н. и Игошев К.Е., когда его буквальное значение термина «профилактики» и «профилактики» совпадают. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать их как взаимозаменяемые

Предупреждение или предупреждение преступлений, отнесенных к деятельности органов государственной власти, общественности, частных лиц, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий в них участие; выявить и устранить деформацию личности, которые возникли непосредственно формируют мотивацию, нарушающей права поведения. Большинство криминалистов по предупреждению преступности рассматривается как система, как целостный процесс, в котором освещаются общей социальной направленности и специально-криминологической предупреждения.

Общество как социальная система постоянно генерирует различные виды конфликтов, в том числе в результате чего беспорядки. Цель состоит в том, чтобы проследить возможные пути стабилизации их, чтобы предотвратить развитие массовых эксцессов до стадии, когда они непосредственно посягают на охраняемые законом общественные отношения. В той или иной ее проявлениях массивные конфликты - это неизбежный и неизбежным действие во всех социальных систем, силой, которая активируется при определенных условиях. Знание этих условий является необходимым условием для развития и общих социальных мер, препятствующих беспорядки. Мы считаем, что источником массового конфликта в конечном счете, находится в "внутренней структуры" общества, где дифференциальное распределение власти и собственности неизбежно вызывает к жизни ряд последовательных событий, которые ¬ рожь при определенных условиях, привести к конфликту одном столкновении между людьми к беспорядкам.

Основным направлением в предотвращении преступлений этой категории, должны быть обусловлены, на наш взгляд, сложные ненасильственные методы, реализация программ социального развития каждой нации, каждого сообщества, с активным включением большого разнообразия государственных и общественных механизмов .

Характер и масштабы профилактики преступлений в этой категории будет зависеть от фактического состояния социальной ситуации в каждом регионе и в целом по Республике Казахстан. И надо иметь в виду, что эффективность общих социальных и специально-розыскной работе можно достичь только если один взаимосвязанные и профилактические мероприятия субъектов в каждой предупреждения направлении будет на трех основных уровнях.

Во-первых, на социальном уровне, что указывает на эффект патогенов о преступлениях по всей обществе, где есть специальные глобальные процессы, большие социальные группы, которые создают условия существования этнических, групповых конфликтов и определяют социальные аспекты таких конфликтов на все другие уровнях.

Во-вторых, на социально-психологическом уровне, который включает воздействие на агентов массовых эксцессов, на уровне малых социальных групп (формальных, неформальных), социальных и психологических механизмов их формирования и функционирования.

В-третьих, на индивидуальном уровне, по оценкам, воздействие на конкретного человека, за преступления с групповых конфликтов, или может совершить это преступление. Беспорядки предупреждения трехуровневые взаимосвязаны и вместе составляют единую систему, чтобы предотвратить эту категорию преступления.

Общие социальные бунты предупреждение охватывает самый широкий, долгосрочный и эффективные социальные мероприятия, крупнейшие социальные меры, направленные на предотвращение и цели и прогресс общества.

Поэтому целесообразно рассмотреть меры по предотвращению возможных конфликтов общее общественное отношение к основным сферах общественной жизни.

Исследования показали, что корни беспорядков, как социальное явление, углубиться в экономике, поэтому предупреждение во многом, если не в большей степени, зависит от того, насколько успешно преодолеть кризис в экономике и переход к рыночной экономике.

Эффективность использования общих социальных мер по предотвращению преступлений в этой категории достигнут полной мере учитывать действия объективных экономических законов, формирование их рыночных, эффективных мер материального стимулирования, введение экономических принципов свободной, полной ответственности за экономические показатели, конкуренция, равное отношение ко всем видам собственности и свободного ценообразования. Другими словами, существует оптимальный механизм, чтобы стимулировать возрождение началось в позитивной идентичности, укрепление правовой основы общественной жизни, законность и правопорядок.

Активное развитие человека социальных, экономических, политических, правовых, моральных и других функций, в соответствии с которым эта компания осуществляет свою деятельность, ее более широкое участие в окружающей природной и социально-природного субъекта, организационно мир, в политических и культурных ценностей, властные отношения - позволит ему раскрыть свой потенциал возможного, чтобы стать неотъемлемым звеном в функционировании общества. Человек становится активным субъектом властных отношений, которые могут иметь огромное влияние на функционирование политической системы и даже преобразовать ее. С этой точки зрения, главная линия в предотвращении беспорядков рассматривается как устойчивый укрепления и повышения роли человека, который в состоянии выпустить свою творческую энергию для деятельности в любой области. Как показывает опыт, что политическая свобода является условием свободного труда в экономике, науке, искусстве, культуре, морально возведен компанию, создали условия для нормализации отношений со всеми противоречивыми.

Политическая власть, как правило, имеет возможность самооправдания. Эта возможность часто видели в непосредственном воздействии власти в обществе, класса, нации на личности. Влияние подкрепляется авторитетом самого правительства. Однако, это путь к самоутверждению власти так или иначе формирует идеологию надлежащего характера и цели правительства, его политике. И если правая ссылки идеология и власть, идеология дальнейшего освещает власть и закон. Идеологическое обоснование - более сложная и тонкая, но в его собственных высокоэффективных средств обеспечения существования власти. Таким образом, в идеологической сфере необходимо сосредоточить решение всех конфликтов, политических конфликтов, гуманных, ненасильственными методами, с учетом человеческих ценностей.

Когда речь идет о моделях и способов (механизмов) воздействие на преступления на духовной и материальной жизни общества, неизбежно возникает вопрос о культуре в качестве одного из важнейших явлений, которые имеют непосредственное отношение к всех форм человеческой деятельности, в том числе преступного поведения.

На наш взгляд, политика в социально-культурной сфере должны быть направлены на освоения предков значения мировой культуры и национальных компонентов культуры, предоставления равных возможностей в реальном существования и развития, максимально возможных потребностей этнических сообществ, народов разных национальностей в сфере культуры, не умаляя их национальное достоинство и гордость.

Все общие меры социальной профилактики в сфере культуры должна быть направлена, чтобы воссоздать образованных, профессионально компетентных людей, тех, которые стали бы моральный и интеллектуальный силой общества, способных удержать людей от бесчеловечных актов.

В условиях рыночных отношений одним из важных областях общих социальных мер профилактики масса конфликт становится сфера права, призванных регулировать отношения своих подданных, как в рамках национально-государственных образований, так и вне них. Эффективность правового регулирования общественных отношений будет зависеть от степени согласованности социальных, правовых норм (в том числе уголовного права) официально существующих национальных образований другие социальные нормы (мораль, религия, социально-психологических, этнокультурных и т.д.), и исторически функционирующих в данной области ном. Другими словами, регулирующий воздействие законности должны поддерживаться моральных и других ограничений, которые, в свою очередь, будет способствовать "укреплению позиций" власти, стабильность общества, укрепление верховенства закона, пытается нейтрализовать возможно дезорганизация общества и отдельных лиц.

Должен обратить особое внимание на соответствующие внутренней политики в других сферах жизни (экономика, культура и т.д.), правового регулирования отношения с обществом, верховенства закона.

Разрешение международных конфликтов и других методов политического консенсуса возможно, только если оговорки в адвокатской конторе социальных институтов, таких как согласительных комиссий, советов старейшин и т.д. Разработка нормативно-правовой базы переговоров в качестве основного средства урегулирования этнических конфликтов помогут для предотвращения беспорядков.

Характеризующие меры общего социальной профилактики в области экологии Следует отметить, что независимые региональные власти должны уделять исключительное право контролировать функцию природы на своей территории.

В контексте обновления всех сфер общества, эффективное решение экологических проблем, в том числе по борьбе с экологическими преступлениями, занимает важное место в профилактике преступлений процентной категории.

Политика правительства в сфере природы, будучи частью среды, на наш взгляд, будет одновременно и превентивную функцию предотвращения преступлений конфликтов. И в центре внимания программы по охране окружающей среды должны быть ориентированы на поддержание этого уровня экологической ситуации, которая могла бы обеспечить сохранение генофонда сообщества, его «среды обитания» ведения традиционного образа жизни.

Стоит обратить внимание на власти по охране окружающей среды мест, представляющих особую ценность нации (заповедники, заказники, национальные парки и т.д.), чтобы избежать возможных конфликтов, касающихся вреда, ущерба национального богатства региона, который может служить питательной средой для некоторые случаи столкновений.

Реализация мер общей социальной профилактики предполагает строго дифференцированный подход к различным регионам. При разработке более подробный перечень общих мер социальной профилактики должны быть приняты во внимание следующие явления и факторы: масштаб неформальных организаций, общественного мнения, уровень правовой, правоохранительной деятельности, доля национальных и других общин в частности область, это криминологические потенциал, скорость, масштабы, интенсивность и специфичность общем потоке социальных процессов, время, прошедшее с начала конфликта состоялась и ряд других обстоятельств, перечень которых не может рассматриваться в этой работе.

Следует отметить, что специально криминологическое предупреждение массового конфликта проистекает из общества всей превентивных мер. Кроме того, общая социальная подсистема включает предотвращение определяется ¬ ние их части подсистемы специфической профилактики, когда она направлена на ¬ непосредственно на борьбу преступлений и правонарушений.

Отношения и взаимодействие общих мер социальной и специально-криминологической профилактики правонарушений подробно обсудили в литературе.

Следует подчеркнуть, что если общие превентивные меры со стороны государственных органов, организаций, общественных формирований, а также граждан, специальное предупреждение на ¬ Софии проводится в соответствии с их компетенцией и в сотрудничестве друг с другими правоохранительными органами - суд, прокуратура, внутренние органы дел, юстиции, а также министерства, трудовые коллективы, ведомственных и вневедомственной органы контроля, в том числе рабочих.

В криминологической литературе под особым или специально-криминологической предупреждения означает деятельность, разработанные специально для устранения причин и условий, способствующих преступности.

Предупреждение преступлений на специально-криминологической уровне включает в себя мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий, с которой различные преступления.

Из различных продуктов, доступных на криминологической литературе, мы придерживаемся мнения, что подсистема специально криминологическое предупреждение включает уголовное - правовая подсистема, поскольку последние "связано с прицельной правоохранительных органов и общественных организаций, осуществляющих в основном социальные функции контроля ".

Как вы знаете, предупреждение преступности в специально-криминологических мер, разработанных и реализованных в ряде смежных областей, включая случай: к видам преступлений и видов преступного поведения, публичная сфера, которая является формирование человека и сложить ситуацию, определять его поведение, социальные группы характеризуются специфическими показателями; секторов экономики и сфер деятельности ¬ сии, которые характеризуются специфическими криминогенных факторов; территориальные зоны и т.д.

По нашему мнению, все эти области имеют принципиальное значение в организации предупреждения массового конфликта. С этой точки зрения, мероприятия по профилактике на основе выявления и устранения криминогенных ситуаций, и проактивное управление поведение лиц, которые можно ожидать эти преступления взаимодействует с мер, обеспечивающих своевременное, надежной справедливости и уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление .

Но в борьбе с эксцессами наиболее эффективной массы, на наш взгляд, является реализация общей социальной профилактики. Специальные меры предупреждения должны выполнять только функцию «индикаторов», с указанием:

  • а) в месте с наиболее уязвимой социальной ситуации, сложившейся ситуации в отношений;
  • б) лица (или группы), объединенные в официальных или неофициальных организаций, из которых мы можем ожидать действий, чтобы создать конфликты, тем самым корректируя деятельность государства в лице его государственных чиновников, указывающих на его политических «ошибок» и возможностей для социального управления.

Массовые перегибы очень почва категории преступлений, и, следовательно, их изучение и правильная оценка - основа деятельности специально криминологических предотвратить беспорядки, следовательно, цель любых запланированных и текущих мероприятий в этой области - нормализация отношений или создания условий что предотвратить эскалации конфликтов в беспорядках. Эффективность усилий по предотвращению беспорядков зависит прежде всего от раннего выявления, оценки глубины и жизнеспособности некоторых конфликтов, изучение причин и определить степень вероятности их развития в обиду. Из этого во многом зависит от оптимального решения по меньшей мере двух основных проблем:

  • а) выбор темы (субъектов) профилактическая деятельность по содействию развитию конфликта на одном уровне;
  • б) определение комплекс профилактических мер по нормализации отношений в регионе.

Учитывая характер беспорядков считают, что предметом специально-криминологической профилактики этого вида преступлений должна быть органами внутренних дел в области. Вы можете выбрать три наиболее важные направления деятельности внутренние дела по предупреждению этой категории преступлений:

во-первых, это подготовка внутренние дела на новый качественный уровень, который может эффективно реагировать на экстремальные социальные ситуации (в первую очередь менеджеров);

Во-вторых, сбор информации ("щупальца" кажущийся конфликт почвы) на основных показателей преступности вызвало конфликта, на основе инспекционных отчетов и информации о преступлениях и предварительного следствия на основе понимание мотивов преступного поведения;

В-третьих, продолжающийся аналитические органы рабочие внутренних дел по систематизации и обобщению результатов для государственных органов, с тем чтобы лучше реагировать на последней изменяющейся социальной ситуации.

Следует отметить, что эффективная работа внутренние дела предотвращения конфликтов немыслима без четкой организации и эффективного функционирования системной информации. Отсутствие или отсутствие информации для углубленного анализа агентств конфликтные внутренних дел, тесты часто приводит к работе вслепую, тратить силы и деньги, снижает эффективность деятельности. Источники информации для глубокого анализа к эффективной организации предупреждения преступности в этой категории, особенно в кризисные времена состояний общества, следует из сообщения, отчеты правоохранительных органов.

Важнейшим условием организации и осуществления профилактических мер освоить сотрудники правоохранительных органов основам социальной психологии, социологии и умение применять их в своей деятельности. "Особенно криминологическая предупреждение называется специальной, пишет Жалинский AE - не только потому, что она разработана специально для достижения определенных целей, но и потому что это требует специальной и даже профессиональные ценности» .

Значительный разрыв в организации сбора информации о отношений является то, что есть еще понятие профилактики преступлений, совершенных на основе этнических и конфликтов, хотя, на наш взгляд, это время и подходы к реализации профилактические мероприятия внутренних дел здесь очень специфичны.

Совершенно верно отмечает, что необходимо признать действительные приоритетные специальные меры предупреждения преступности в обществе в связи с применением уголовного права, что должно найти отражение, например, при решении организационных, информационных, правовых и других проблем, связанные с функционированием системы предупреждения.

Особенности любое преступление, как правило, выражаются в основном в элементах, характеризующих объективную сторону преступления; действия или бездействие, последствия причинной связи между деянием и последствиями, и, как время на месте преступления. Но особое значение для установления массового конфликта становится субъективная сторона. Это дает ему относительно адекватное представление о стимулирования энергетических мотивов преступного поведения, связанных с социальной средой, которая имела прямое влияние на лица, совершающего преступления конфликта.

Таким образом, на основе тщательного исследования является субъективная сторона преступления может организовать и провести целенаправленные беспорядки профилактики.

Основные услуги, в которых накапливается информация об истинных мотивах преступного поведения, возникшего в совершении преступлений являются те, которые используются другие "включены" в процессе для конкретного преступления.

Важным направлением профилактики преступлений, совершенных в конфликтной ситуации, чтобы предотвратить преступную деятельность лиц, склонных к совершению преступлений, о которых идет речь. "Частный предупреждение преступности в первую очередь сосредоточены, организованная с учетом требований педагогической воспитательного воздействия на сознание, чувства и будет устранить, нейтрализовать, блокировать их существующие отрицательные качества (извращенные потребности, незаконные цели, мотивы, привычки) и одновременное образование положительных свойств, стереотипов и навыков законопослушного поведения ".

Индивидуальная профилактика преступлений, совершенных на почве конфликта, прежде всего, для выявления тех членов неформальных групп, на которых, судя по их антиобщественного поведения можно ожидать либо непосредственно совершить соответствующие преступления или организацию подстрекательстве к их совершению. "Индивидуальный подход в криминологии - не может ограничиться изучением личности преступника, он должен быть продлен в порядке, чтобы охватить также лиц, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, и освобождаются от уголовной ответственности и более широкий круг лиц, чьи взгляды и поведение, свидетельствуют они совершают преступления ». .

Один из наиболее эффективных, по нашему мнению, отдельные профилактические методы, чтобы повлиять лиц в международных отношениях является вера. "Убеждение - это набор образовательных мероприятий, проводимых в целях изменения ориентации индивидуального и укрепить позитивные социальные отношения, настройки на законной удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов" .

Одним из наиболее эффективных форм индивидуальной профилактики является образовательным воздействие на лиц, подвергающихся профилактики.

"Успешная реализация профессиональных функций отдельных субъектов профилактики должны иметь тщательная подготовка учителя комплекс специальных знаний, которую можно назвать криминологическая" .

Вера в индивидуальной профилактической работе должны быть последовательными и логичными, необходимо проводить в простой, эмоционально привлекательным способом, избегая назидательности.

"Направление профилактической работы, - говорит наблюдает условно-досрочном освобождении здесь в первую очередь необходимо обратиться назначение общественного воспитателя Эффективность такого мониторинга зависит также от регистрации освобожденной..." .

Еще одно эффективное средство профилактики является контроль человека и принуждение. Эти меры особенно эффективны для людей с волевыми характеристиками, организаторов ориентации. Следует подчеркнуть, что метод принуждения в профилактической деятельности мало пользы, как это определено организаторами данной категории преступлений является очень низким.

Важным направлением профилактики преступлений, совершенных на почве этнических конфликтов, предотвращение осуществляется в результате воздействия на потерпевших, в основном в пропагандистской работе с различными категориями населения. Во виктимологического профилактики необходимо использовать возможности СМИ, публиковать материалы о недопустимости ¬ резолюции Мостовского этнических конфликтов и других насильственных, незаконных методов.

Во время этого типа профилактических лечебных мероприятий, принятых не направлены на преступника, а также возможную жертву, тот, кто может быть «жертвой» в криминологической смысле преступления.

В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан в центре направлена на предотвращение преступления и с учетом предоставляет максимальные возможности для отказа в неправомерных или смягчения его отрицательных последствий. "Эти стандарты не только размещены в общей части Уголовного кодекса, но и особенным. Их количество по сравнению с УК Казахской ССР значительно увеличилось, часто в связи с серьезными преступлениями".

В заключение следует подчеркнуть, что успех в предотвращении беспорядков в специально-криминологической уровне может быть достигнуто только тогда, когда передовой реализации профилактических мер на уровне всего общества.

Дело до сих пор в том, что, используя различные формы и методы профилактики органов внутренних дел определены криминогенные факторы, вызывающие массовые конфликты, но ликвидация многие из них не входит в функции этих органов. Это не потому, что они избегают, а потому, что криминогенные факторы, вызванные недостатками, неудачами в области экономических, политических, культурных и других сферах. Поэтому задача внутренних дел является обеспечение качественного информацию в органы государственной власти.

В связи с необычно большим количеством эпизодов уголовных дел, связанных с чрезвычайными ситуациями, а также многочисленные персонал работает на них следственные группы должны регламентировать порядок более подробно в распределении производственных материалов на отдельных эпизодов основных преступлений уголовного дела независимого производства. Он должен прийти от общих условий предварительного расследования, правового значения акта пользуясь случаем учитывать взаимозависимость внутренней коммуникации и производства следственных материалов.

Учитывая объективные потребности практики представляется необходимым закрепить в законе, в частности, следующие положения: расследование уголовного группа следователей для выявления некоторых материалов в производстве самостоятельно уполномочен только лидер команды, чтобы передать дело в его производстве; в случае разделения уголовного дела в самостоятельное производство не требуется сделать отдельную решение о его возбуждении; выбор тестовых материалов, которые впоследствии будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела может быть предоставлена только если данные о новом преступлении не была получена в ходе расследования, а не одет, соответственно, в их протоколов, материалов, полученных в ходе расследования главный Корпус и затем разделяют в самостоятельное производство, сохранить новое уголовное дело и его доказательная сила оценивается в сочетании с другими доказательствами, собранными; срок следствия по совместному уголовного дела является одинаковым для всех материалов эпизодов преступлений, которые расследуются в нем, и в случае разделения некоторых из них в самостоятельное производство сохраняет свое значение для него.

В-четвертых, анализ практики расследования преступлений в чрезвычайных ситуациях показывает настоятельную необходимость Адаптации к ним процедуры ряд следственных действий, вызванных чрезмерно большой объем следственной работы.

Первоначально порядок следственного действия был построен в связи с ситуаций, когда исследованных, как правило, один эпизод преступления, совершенного одним человеком. Этот порядок является в целом приемлемым и когда признакам в нескольких эпизодах ¬ строк и нескольких лиц. Он приспособил к ним, включающая ряд правовых норм, касающихся заказать предварительное расследование в нескольких следователей; содействие органов дознания при производстве отдельных следственных действий, соединения и выделения уголовных дел и т.д. В экстремальных условиях, количество эпизодов расследование и лица, появляющиеся в случае являются на порядок больше. Не все исследования в рамках существующей процедуры могут быть успешно проведены в подобной ситуации. Чтобы разместить их потребности некоторые изменения самой процедуры.

В частности, действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к идентификации только одного человека, в экстремальных условиях, таких как порядок не всегда возможно. Это особенно четко при размещении очевидец выявлять участников в массовых беспорядках, которые он помнил, на видео реальных событий. В этом случае, может быть обнаружен несколько, они появляются не отдельно в группе специально отобранных людей, и все вместе случайно поймали в рамках других участников преступления. Конечно, каждому из лиц, записанных на видеопленку может быть индивидуально переснять и производить его. Признание фотографии, представлена вместе с другими фотографиями в количестве не менее трех. Тем не менее, в аварийном состоянии для этого нет адекватного технического потенциала, ни времени, ни сил. Прежде всего, нет никаких оснований полагать, что надежность и доказательная сила результатам идентификации является правильным.

С учетом сказанного, представляется необходимым предусмотреть в законе состав нескольких лиц одновременно, которые сами по себе или вместе с другими партиями, чтобы сформировать необходимый для объективности и для случайного группы аналогичных лиц и организаций в появлении исключением. При невозможности очной презентации лиц должно быть разрешено идентификации по фотографиям, кино-и видео-презентации.

В экстремальных условиях, зачастую существует необходимость в течение короткого периода времени, чтобы получить показания большого числа свидетелей и потерпевших, и следователи для этой работы, как правило, не достаточно. Выход на практике видим, что свидетели записали свой собственное свидетельство. Полученный таким образом значительные признаки полной доказательств в уголовном процессе, они иногда даже (иногда без всякой видимой причины, кроме) в предпочтении к свидетельству, который записывается в протоколе следователя. Тем не менее, в соответствии с показаниями права могут быть записаны только после предоставления его собственное свидетельство им и, если этого потребует.

Такая процедура, рукописный запись в качестве доказательства только право на вопрос, но не как средство для ускорения разбирательства. Между тем, не появляется ряд фундаментальных возражений последнего. Зная, что рукописные свидетельства часто менее полными и точными, следователь всегда может преодолеть этот недостаток, лично допрашивал их веб-сайт.

Законодательство необходимо обеспечить возможность рукописного показания свидетелей и потерпевших без их допроса или запросу сделать так, ограничивая его только одно условие - согласие последнего.

Действующее законодательство, как справедливо подчеркивает в юридической литературе, исходит из того, что ведение журнала действий создает правовую основу для применения дополнительного фиксирующего средства доказательства и определить их приемлемость. Тем не менее, все более широкое использование следственной практике в фотографии, кино и видео ставит на повестку дня вопрос о альтернативных методов лесозаготовок фиксации доказательственной информации. Это особенно верно в чрезвычайных ситуациях, где обширные рубки имеют ни времени, ни возможности, и в то же время успешно используется видео, которое превышает регистрацию в скорости и точности, и универсальность дисплей обстоятельства.

Сложные процессы, происходящие в общественной жизни страны, вскрыли целый ряд противоречий, острое столкновение породило не только позитивные, но и негативные социальные последствия. Это, прежде всего, проявилось в резком увеличении явной или скрытой активности экстремистских, шовинистических и националистических групп населения, деструктивных действий мафиозных структур, отдельных лидеров партий и движений, незаконных вооруженных формирований, усилении криминальной напряженности, в конечном счете в значительном росте преступлений, в особенности таких, как террористические акты, разбойные нападения на склады с оружием, похищение людей с целью выкупа, захват заложников, массовые беспорядки.

Массовые беспорядки чаще всего становятся крайней формой обострения общественных отношений. Как показывает анализ, они могут возникнуть при различных ситуациях. Групповые антиобщественные проявления наблюдаются при праздновании годовщины различных родов войск, при проведении культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Известно, что групповые драки происходили между лицами различной национальности из-за недружелюбных отношений к иностранцам.

Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) – действия, исходящие из стихийно собравшейся и бесчинствующей толпы, сопровождаемые погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением представителям власти или другими действиями (самосуд). Опасным при массовых беспорядках является то, что массовость совершения преступлений не только порождает у преступников уверенность в безнаказанности (толпа – не ответчик), но и в известной мере гарантирует ее (сложности ведения следствия и отправления правосудия).

Основные усилия органов внутренних дел (правоохранительных органов) должны быть направлены на предупреждение массовых беспорядков. Силовые действия применяются только тогда, когда исчерпаны все другие возможности.

К числу наиболее эффективных мер по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков следует отнести:

Глубокий анализ возникающих политических, экономических и социальных напряженностей, в т. ч. в межнациональных отношениях, своевременное информирование о них заинтересованных органов;

Сбор и обобщение оперативной и текущей информации о неформальных организациях, деятельность которых имеет целью пропаганду приоритета и исключительности одной нации над другой. Внесение предложений заинтересованным органам о запрещении их функционирования. Использование в этих же целях официальных предупреждений лидерам таких организаций о недопустимости нарушения законов, о разжигании межнациональной розни;

Сотрудничество со средствами массовой информации по разоблачению экстремистских движений, объединений и их лидеров; по разъяснению принимаемых мер органами власти и управления для снятия напряженности в межнациональных отношениях; по предупреждению и раскрытию уголовных преступлений и массовых беспорядков;

Выявление и привлечение к ответственности лиц, разжигающих межнациональную рознь, распространяющих ложные слухи, могущие вызвать групповые нарушения общественного порядка, в том числе массовые беспорядки;

Наступательную, систематическую работу по предупреждению и раскрытию преступлений, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности;

Выбор организационных и тактических схем действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков осуществляется с учетом конкретных обстоятельств. На этапе ранней профилактики органы внутренних дел решают свои задачи с помощью обычной организационной структуры, используя традиционные, обычные формы и методы работы. На этапе пресечения задействуется специальная организационная структура (оперативный штаб), специальная группировка сил и средств (сводный отряд), применяются специальные приемы и способы действий, в том числе специальные операции.

Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с массовыми беспорядками, анализ практики органов внутренних дел дают возможность предложить следующий перечень мер по совершенствованию профилактической работы:

Установление непосредственной связи с коллективами предприятий, учреждений, организаций, их руководителями, лидерами общественных организаций и неформальных движений;

Участие в деятельности согласительных комиссий, советов старейшин и т. д. при возникновении конфликтных ситуаций;

Развитие сотрудничества со средствами массовой информации;

Незамедлительное реагирование на заявления и сообщения граждан, должностных лиц, средств массовой информации о фактах разжигания национальной или религиозной розни, попытки силового давления на органы государственной власти и управления, о сборищах элементов экстремистского толка, уголовно-воровских авторитетов и других обстоятельствах, негативно влияющих на оперативную обстановку;

Быстрое и объективное реагирование на факты нарушений законности и профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Как отмечалось выше, групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки исходят, как правило, из стихийно собравшейся толпы. При проведении предупредительных мероприятий необходимо сделать все возможное, чтобы избежать разгула страстей и столкновений, влекущих за собой применение силы. Знание различных видов поведения толпы есть необходимый элемент для осуществления стратегии и тактики поддержания порядка.

Опыт показывает, что скопление народа может предстать в двух аспектах:

а) неорганизованная толпа – пассивная. Взаимное расположение в ней индивидов таково, что они друг на друга не реагируют. Эта толпа обычно покорная, легко управляемая;

б) организованная толпа состоит из индивидов, которые обладают уже иной психологией. Здесь появляется коллективное сознание, которое одерживает верх над чувством личной ответственности. Такая масса людей может стать нервозной, нетерпимой, непримиримой и не боящейся угроз. Такое скопление людей очень чувствительно к лозунгам, с которыми соглашается и выполняет безоговорочно. Всякие переговоры с такой толпой маловероятны. В этом случае необходимо быстрое принятие решения о применении силы для подавления начавшегося подъема страстей.

Рассмотрим некоторые методы контроля за толпой. Тактика проявления уверенности есть одно из основных средств контроля за поведением толпы. В этом случае руководитель органа внутренних дел, ответственный за обеспечение общественного порядка, предпринимает следующие действия соответственно развитию поведения толпы:

Ведет диалог с ее главарями (неформальными лидерами, организаторами), в ходе, которого убеждает их в недопустимости противоправного поведения, предупреждает об ответственности;

Утверждает свой авторитет ответственного за общественный порядок, пытается внушить уважение к себе. При этом он должен быть терпимым к легким беспорядкам и не провоцировать с помощью применения силы более серьезный конфликт;

Метод убеждения, как правило, позволяет успокоить большую часть толпы. Но если метод убеждения не возымел своего действия, толпа продолжает возбуждаться и ведет себя угрожающе можно продемонстрировать силу, например, показать группировку сил правопорядка, имеющиеся на вооружении специальные средства и т. д.

Если пресечение группового нарушения общественного порядка и массового беспорядка с применением силы становится неизбежным, следует принять решение о ее применении. Принятое решение должно обеспечить: реализацию разумной достаточной силы, специальных средств, боевой и иной техники, оружия; решительное изъятие и изоляцию активных участников, защиту жизни и здоровья личного состава, а также лиц, случайно оказавшихся в толпе.

Перед применением силы участники групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков должны быть предупреждены о намерении ее применения. Тактические приемы пресечения массовых беспорядков во многом зависят от конкретных условий (состав толпы, вооруженность участников беспорядков, агрессивности и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а прежде всего на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Этого можно достичь лишь при наличии необходимых сил и средств, хорошего информационного обеспечения сил правопорядка, достоверных данных об участниках массовых беспорядков, их намерениях, документировании их преступных действий.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно разделить на контактные и неконтактные .

При неконтактном способе главное – введение непосредственно в толпу специальных группировок сил правопорядка с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания. Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на несколько частей.

При сосредоточении организаторов и активных участников массовых беспорядков в головной части толпы выдвижение групп разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) рекомендуется осуществлять сразу с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и отделении активных участников беспорядков от основной массы толпы одна часть колонны блокирует правонарушителей, а другая вытесняет пассивных участников в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия и их прикрытия, которые задерживают нарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.

Группа документирования фиксирует преступные действия участников массовых беспорядков, собирает доказательства их вины.

Следует иметь в виду, что направления вытеснения и рассеивания толпы должны выбираться с таким расчетом, чтобы она не была загнана в тупик, который бы мешал ее участникам покинуть место массового беспорядка. Необходимо избежать возможности индивидуальных действий сотрудников сил правопорядка или позволить им замыкаться на цикле «провокация-репрессия».

Неконтактный способ – это воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии путем использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газовых облаков, мыльной пены, звукоусиливающих установок, резиновых пуль и др.).

В процессе применения таких средств силы правопорядка вытесняют толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно проводится фиксация противозаконных действий (с использованием кино-видеозаписи, фотосъемки), документирование и сбор доказательств виновности нарушителей и их задержание.

Преимущество неконтактного способа состоит в том, что конечный результат достигается меньшими потерями среди гражданского населения и сил правопорядка.

Решение о применении того или иного способа пресечения массовых беспорядков должно приниматься с учетом конкретных условий складывающейся обстановки и наличия необходимого количества сил и средств.

После прекращения массовых беспорядков необходимо организовать усиленное патрулирование силами органов правопорядка, провести разъяснительную работу среди населения о мерах, принимаемых по недопущению подобных бесчинств.

Делая вывод по лекции, можно сказать, что большое значение охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности приобретают в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима.

Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, обеспечивая личную безопасность граждан и общественную безопасность, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.


Top