Количество зарегистрированных налогоплательщиков. Налоговую тайну все-таки раскрыли. Но узнать ее не так просто. Суммы уплаченных налогов

Таблица 1

Количество зарегистрированных налогоплательщиков в 2007-2009 года

По данным таблицы можно сделать вывод, что темпы роста в 2009 ниже темпов роста 2008 года. Факторы, оказавшие влияние на это, перечислим ниже. Кроме того, видно, что количество зарегистрированных юридических лиц меньше, чем количество индивидуальных предпринимателей.

Для анализа динамики изменения количества налогоплательщиков построим следующий рисунок 1 в виде диаграммы.

Рис.1. Динамика количества зарегистрированных и поставленных на учет по РТ налогоплательщиков за 2007-2009 года

Факторами, оказавшими влияние на положительную динамику, могут быть различными:

а. Благоприятные макроэкономические условия для создания и ведения бизнеса

б. Рост уровня жизни и следовательно наличие у хозяйствующих субъектов свободных денежных средств для вложения их в новый бизнес

в. Достаточный уровень правового регулирования процедур регистрации и постановки на учет налогоплательщиков; снижение бюрократизации данных процессов и много другое.

3. Утверждение эскиза печати и ее изготовление, получение справки о присвоении кодов Госкомстата.

Помимо регистрации учредительных документов вновь образуемого юридического лица государственной регистрации подлежат также печати и штампы этого юридического лица.

Кроме того, вновь созданное предприятие должно пройти этап оформления кодов статистики в Государственном комитете по статистике. Для того налогоплательщику необходимо обратиться в региональный комитет государственной статистики.

На основании представленных налогоплательщиком подлинных свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов юридического лица, а также протокола учредительного собрания (или решения учредителя) специалист комитета статистики:

Включает налогоплательщика в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности хозяйствования (ЕГРПО) и выдает соответствующее письмо;

Выдает регистрационное удостоверение коммерческого предприятия присваивает налогоплательщику в соответствии с действующими классификаторами коды: ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций); КОПФ (Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов); КФС (Классификатор форм собственности); ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов власти и государственного управления); ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления); ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства); ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг); ОКП (Общероссийский классификатор продукции).

5. Предоставление необходимых документов во внебюджетные фонды в целях постановки на учет налогоплательщика (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонде социального страхования).

После получения из налоговой инспекции Свидетельства о постановке на налоговый учет налогоплательщик должен встать на учет в Отделении Пенсионного Фонда РФ, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде Социального страхования.

Для постановки на учет налогоплательщику необходимо представить в соответствующий фонд:

Копии учредительных документов организации;

Копию свидетельства о государственной регистрации;

Протокол учредительного собрания (или решение учредителя о создании юридического лица);

Документ (протокол общего собрания учредителей или соответствующее решение учредителя) о назначении директора (или иного исполнительного органа Вашей организации);

Копию информационного письма об учете ЕГРПО (коды статистики);

Копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;

Доверенность на лицо, которое осуществляет постановку на учет в Фонде;

Заявление установленной формы о постановке на учет (бланк заявления можно получить в Фонде).

6. Открытие расчетного счета в банке.

7. Регистрация расчетного счета в инспекции МНС.

Налогоплательщик может (но не обязан) открыть расчетный счет в банке.

Если налогоплательщик собирается открыть расчетный счет, то ему необходимо следует заблаговременно заказать в ИФНС, в котором зарегистрирован, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Так как без этой выписки нотариус не заверит налогоплательщику подпись руководителя организации на банковской карточке.

При подаче в заявления также необходимо приложить и другие дополнительные документы, а именно:

Подлинник информационного письма об учете в ЕГРПО;

Протокол (решение, приказ) о назначении директора;

Протокол (решение, приказ) о назначении главного бухгалтера и т.п.

После открытия расчетного счета в банке налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, в которой состоит на учете.

Налогоплательщику дается 10-дневный срок для уведомления налоговой инспекции об открытом счете. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (ст. 118 Налогового кодекса РФ).

8. Для юридических лиц, создаваемых в форме акционерного общества, регистрация выпуска акций (проспекта эмиссии) в соответствии с действующим законодательством.

Документы на регистрацию первичной эмиссии должны предоставляться не позднее одного месяца с момента государственной регистрации акционерного общества.

Следует помнить о том, что превышение 10-дневного срока с момента получения свидетельства о государственной регистрации до постановки на учет в Фонде социального страхования повлечет наложение штрафа в размере 5000 руб. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
В РОССИИ
Студент гр. 14.3-222
Научный руководитель
Ф.Ф. Шарипов
ассистент С.В. Салмина
Казань, 2016

Актуальность исследования

Установление государственного контроля за гражданами является
необходимой мерой по защите интересов государства и общества.
Значение проводимого налогового контроля за физическими лицами
состоит не в том, чтобы тотально контролировать приобретение
определенного имущества гражданами, а в том, чтобы эти денежные
средства были получены правомерным путем и с них надлежащим
образом были уплачены налоги и сборы.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - исследовании особенностей налогового контроля за
физическими лицами в России.
Задачи исследования:
а) рассмотреть понятие и сущность налогового контроля за физическими лицами в
России;
б) рассмотреть историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в
России;
в) изучить зарубежный опыт организации налогового контроля за физическими лицами;
г) провести анализ формирования налоговых баз, осуществляемый налоговыми
органами при взаимодействии с государственными органами;
д) изучить практику проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми
органами;
е) изучить тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при
проведении налоговых проверок;
ж) исследовать возможности применения международного опыта организации и
проведения налогового контроля за физическими лицами в России.

Взгляды ученых на определение налогового контроля в широком и узком смыслах

Автор
В широком смысле
Н.Н. Нестеров
Понятие «налоговый контроль» охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов
(государственная регистрация налогоплательщиков (физических лиц), налоговый учет,
налоговые проверки, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с
уплатой налогов)
А.Ю. Ильин
Контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками
налоговых правоотношений (в том числе физическими лицами) на всех этапах налогового
процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности
Автор
В узком смысле
Н.Н. Нестеров
Налоговый контроль представляет собой, непосредственно, проведение проверок
уполномоченными органами
А.Ю. Ильин
Властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления,
удержания и уплаты налогов налогоплательщиками (физическими лицами) и налоговыми
агентами
А.В. Брызгалин
Установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных
органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления,
полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд
Р.Г. Сомоев
Налоговый контроль, как и финансовый, представляет собой совокупность действий и
операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм, методов его
организации и проведения и обусловленный главным образом мобилизацией налогов и других
обязательных платежей в бюджетную систему страны
Т.Ф. Юткин
Налоговый контроль – это элемент финансового контроля и налогового механизм

Количество зарегистрированных налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в России в 2013-2015 гг.

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов федеральных округов России по налогу на имущество физических лиц

в 2012-2014 гг., единиц
2012 год
2013 год
2014 год
Изменение
Темп прироста
/ снижения, %
По России в целом, в то
числе:
33574450
34429018
70018323
36443873
108,55
Центральный федеральный
округ
9054102
9 229 092
20333834
11279732
124,58
Северо-западный
федеральный округ
2230366
2 282 079
7 413 462
5183096
232,39
Северо-кавказский
федеральный округ
2004568
1 750 717
2 037 955
33387
1,67
Южный федеральный
округ
4560073
4 635 376
6 217 341
1657268
36,34
Приволжский федеральный
округ
7927763
8 216 489
15864177
7936414
100,11
Уральский федеральный
округ
2386066
2 493 871
6 463 230
4077164
170,87
Сибирский федеральный
округ
4480819
4 845 487
8 933 659
4452840
99,38
Дальневосточный
федеральный округ
930693
975 907
2 754 665
1823972
195,98
Наименование показателя

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов федеральных округов России по земельному налогу физических лиц в

2012-2014 гг., единиц
Наименование
показателя
2012 год
2013 год
2014 год
Изменение
Темп прироста /
снижения, %
По России в целом, в то
числе:
33574450
34429018
34308914
734464
2,19
Центральный
федеральный округ
9054102
9 229 092
9 213 525
159423
1,76
Северо-западный
федеральный округ
2230366
2 282 079
2 315 533
85167
3,82
Северо-кавказский
федеральный округ
2004568
1 750 717
1 775 914
-228654
-11,41
Южный федеральный
округ
4560073
4 635 376
4 669 226
109153
2,39
Приволжский
федеральный округ
7927763
8 216 489
8 032 350
104587
1,32
Уральский федеральный
округ
2386066
2 493 871
2 512 551
126485
5,30
Сибирский федеральный
округ
4480819
4 845 487
4 774 568
293749
6,56
Дальневосточный
федеральный округ
930693
975 907
1 015 247
84554
9,09

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов федеральных округов России по транспортному налогу физических л

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных
налоговых органов федеральных округов России по
транспортному налогу физических лиц в 2012-2014 гг., единиц
2012 год
2013 год
2014 год
Изменение
Темп
прироста /
снижения, %
По России в целом, в то
числе:
32353111
33259912
34554105
2200994
6,80
Центральный
федеральный округ
9155731
9 130 819
9 430 418
274687
3,00
Северо-западный
федеральный округ
3337942
3 444 011
3 554 098
216156
6,48
Северо-кавказский
федеральный округ
1285013
1 377 250
1 446 777
161764
12,59
Южный федеральный
округ
3181865
3 295 355
3 462 656
280791
8,82
Приволжский
федеральный округ
6653957
6 957 912
7 278 875
624918
9,39
Уральский федеральный
округ
3075031
3 164 323
3 274 996
199965
6,50
Сибирский федеральный
округ
4221709
4 398 635
4 555 905
334196
7,92
Дальневосточный
федеральный округ
1441863
1 491 607
1 550 380
108517
7,53
Наименование показателя

Динамика проведения выездных проверок физических лиц в России в 2013-2015 гг., единиц

10. Динамика начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) налоговыми органами в ходе выездных проверок физических лиц по федеральн

Динамика начисленных платежей (включая налоговые
санкции и пени) налоговыми органами в ходе выездных
проверок физических лиц по федеральным округам России в
2013-2015 гг., тыс. руб.
Наименование
показателя
2013 год
2014 год
2015 год
Изменение
Темп прироста /
снижения, %
По России в целом, в то
числе:
11 523 973
11 344 950
9 532 452
-1 991 521
-17,28
Центральный
федеральный округ
2 817 629
2 555 108
2 049 959
-767 670
-27,25
Северо-западный
федеральный округ
1 130 586
888 762
708 884
-421 702
-37,30
Северо-кавказский
федеральный округ
271 354
302 301
482 856
211 502
77,94
Южный федеральный
округ
1 340 733
1 061 308
629 085
-711 648
-53,08
Приволжский
федеральный округ
2 286 700
2 608 173
2 017 741
-268 959
-11,76
Уральский
федеральный округ
1 483 463
1 817 749
1 270 089
-213 374
-14,38
Сибирский
федеральный округ
1 244 611
1 508 664
1 312 042
67 431
5,42
Дальневосточный
федеральный округ
948 897
602 885
1 061 796
112 899
11,90

11. Проблемы налогового контроля за физическими лицами в России

Проблемы налогового контроля за физическими лицами
Низкий уровень налоговой
дисциплины
Недостаточная направленность
информационной функции
налоговых органов на
предупреждение налоговых
правонарушений
Пробелы в законодательстве по
налоговому контролю за
расходами физических лиц

12. Рекомендации по решению проблем налогового контроля за физическими лицами в России

1) необходимо разработать различные программы, улучшающие положения
налогоплательщиков и предоставляющие им больше прав, организовать
поощрения добросовестным налогоплательщикам, развивать систему льгот
индивидуальным предпринимателям.
2) необходимо создавать условия для налогоплательщика, исходя из которых, он
будет строить свое поведение (работа web-ресурсов, возможность получить
налоговые услуги в электронном виде, функционирование call-центров,
телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы, размещение
информации с использованием СМИ, информационных стендов, буклетов и
иных печатных материалов).
3) необходимо разработать и ввести в действие специальную главу Налогового
кодекса РФ - «Определение налоговых обязательств физических лиц на основе
их расходов и обобщенных показателей образа жизни». Формирование в
инспекциях Федеральной налоговой службы РФ электронных досье физических
лиц.

13. Направления применения опыта зарубежных стран по налоговому контролю за физическими лицами в России

1) Опыт Швеции. Модернизация АИС «Налог-3» по примеру шведской
Национальной электронной системы.
2) Опыт Дании. Внесение поправок в Налоговый кодекс РФ относительно
начислений 4% налогоплательщику за переплату налогов и дополнительных 9%
за несвоевременность уплаты.
3) Опыт Канады. Формирование единой телефонной сети консультационных
услуг в целом по стране с единым телефонным номером.

Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 скорректированы критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Проанализируем положительные и отрицательные стороны внесенных изменений.

Фискальное ведомство (Письмо ФНС РФ от 23.08.2012 г. №АС-4-2/13912) отмечало, что установленные «крупнейшие» критерии подлежат регулярному уточнению в зависимости от экономической ситуации. И Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 (далее по тексту – Приказ ФНС РФ) такие изменения внесены сразу в два документа:

1) в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»;

2) в критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные приказом ФНС РФ от 16.05.2007 г. №ММВ-3-06/308@ «О внесении изменений в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@» (далее по тексту - Критерии).

Налоговым законодательством понятие крупнейшего налогоплательщика не раскрывается

Пунктом 1 ст.83 НК РФ лишь установлено, что финансовое ведомство вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщик приобретает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 25.10.2010 г. №03-02-07/1-493).

Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется (Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина РФ и ФНС от 27.09.2007 г. №ММ-3-09/553@):

  • на федеральном уровне - в межрегиональных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
  • на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых по субъектам РФ.

Приказом ФНС РФ внесены изменения в Критерии для крупнейших налогоплательщиков федерального и регионального уровней.

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

Напомним, что ранее (п.4 Приказа ФНС РФ в редакции от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@) были выделены в отдельную группу налогоплательщики в сфере финансового сектора (кредитные и страховые компании), подлежащие учету в качестве крупнейших налогоплательщиков в зависимости от следующих финансово-экономических показателей:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов по данным налоговой отчетности - свыше 300 миллионов рублей;
  • объем чистых активов на конец года - не менее 25 миллионов рублей;
  • сумма страховых премий за отчетный период - не менее 2 миллиардов рублей.

Теперь расширена данная категория налогоплательщиков и сняты ограничения в части финансово-экономических показателей. Кроме того, для отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне для организаций финансового сектора добавился еще один критерий - наличие лицензии на право осуществления конкретного вида деятельности:

Перечень организаций, осуществляющих финансовую деятельность

Наименование лицензии

Кредитная организация.

На осуществление банковских операций

Страховая организация.

На осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве брокера

Перестраховочная организация.

Общество взаимного страхования.

Страховой брокер.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг.

На осуществление деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг и по ведению реестра

Негосударственный пенсионный фонд.

На осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?

Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.

Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений - более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).

В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.

То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.

Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.

Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя

Региональный уровень

Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@)

Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности.

Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей

Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»).

От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей

От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей

Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»).

Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей

Среднесписочная численность работников.

Критерий отсутствовал

Превышает 50 человек

Таким образом, для региональных крупнейших налогоплательщиков увеличен нижний порог суммарного объема полученных доходов и введен дополнительный критерий - среднесписочная численность работников.

Чтобы стать крупнейшим налогоплательщиком должны единовременно выполняться вышеприведенные условия. Внесенные Приказом ФНС РФ изменения приведут к уменьшению числа крупнейших налогоплательщиков на региональном уровне.

Так, при подведении итогов администрирования крупнейших налогоплательщиков в одном из регионов (Челябинская область) отмечено, что по состоянию на 1 июля 2014 года количество крупнейших налогоплательщиков составило 264 организации, что на 12 меньше, чем в 2013 году.

То есть уже сейчас в регионе сокращается количество крупнейших налогоплательщиков, а с учетом новых критериев при нестабильной экономической ситуации, их численность будет еще меньше. А учитывая, что платежи крупнейших налогоплательщиков составляют большой удельный вес в бюджете области (до 80-90%), «выпадение» доходной части бюджета скажется и на социальных программах региона.

Кроме того, п. 5 Приказа ФНС РФ прямо закреплено, что к крупнейшим региональным налогоплательщикам по показателям финансово-экономической деятельности не относятся организации, находящиеся на специальных режимах.

Но уже сейчас в соответствующих главах НК РФ, посвященных применению специальных налоговых режимов, установлены ограничительные барьеры. Так, например, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков не вправе применять ЕНВД (п.2.1 ст.346.26 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.08.2009 г. №03-11-06/3/204).

Организации, применяющие УСН, по финансово-экономическим показателям не подпадают под критерии, установленные для крупнейших налогоплательщиков. Введение специального налогового режима в виде УСН уже предполагает ограничения по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств (ст.346.12 НК РФ).

И только при установлении факта взаимозависимости и способности влиять на экономические результаты другой крупнейшей организации (раздел II Критериев, впервые введен Приказом ФНС РФ от 24.04.2012 г. №ММВ-7-2/274@), такие налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с правилами ст.105.1 НК РФ. Напомним, что с 01.01.2012 г. статьей 105.1 НК РФ установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми.

Наиболее сложным представляется расчет прямого и (или) косвенного участия организации в другой организации (пп.1, пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ). Проиллюстрируем расчет на конкретном примере.

ПРИМЕР №1

Организация А заключила договор с организацией С. При этом организация А владеет 50% уставного капитала организации B, которой принадлежит 50% акций организации С. Организация А владеет 10% уставного капитала организации D, которой принадлежит 5% акций организации С.


Доля косвенного участия организации A в организации С через организацию D будет равна 0,5% (0,1 х 0,05 х 100%). Таким образом, суммарное произведение долей будет равно 25,5%, следовательно, организации А и С являются взаимозависимыми. Организация А является частью того же холдинга, что и организация С. При этом организация А оказывает влияние на финансовые результаты организации С (через ценовой механизм). Организация С является крупнейшим налогоплательщиком федерального уровня по финансово-экономическим показателям. Исходя из этого, организация А может быть отнесена к категории крупнейшего налогоплательщика по федеральному уровню и при этом не имеют значения ее финансово-экономические показатели.

Таким образом, перечень федеральных крупнейших налогоплательщиков существенно расширится при сокращении числа крупнейших налогоплательщиков регионального уровня.

Кроме отрицательных моментов (повышенное внимание со стороны фискальных органов), наличие статуса крупнейшего налогоплательщика имеет ряд преимуществ в части использования региональных налоговых льгот. Например, Закон Челябинской области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (№154-ЗО от 23.06.2011 г.) устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций (но не ниже 13,5%) для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций по проекту не менее 300 миллионов рублей. При этом пониженная ставка будет рассчитываться по формуле, и льгота по налогу будет распространяться только на ту часть прибыли, которая получена от реализации инвестиционного проекта, а не от деятельности всего предприятия.

Правительство г. Москвы внесло в Мосгордуму проект закона об установлении пониженной ставки налога на прибыль в размере 13,5% для нефтяных компаний, а также консолидированных групп налогоплательщиков. Принятие закона позволит закрепить присутствие и дополнительно привлечь в город крупнейших налогоплательщиков нефтяной отрасли. Согласно прогнозам столичных властей, начиная с 2015 года реализация законопроекта обеспечит прирост доходов бюджета г. Москва в размере не менее 2 миллиардов рублей в год (на сайте правительства Москвы - mos.ru). Также положительным моментом внесенных Приказом ФНС РФ изменений является сокращение срока сохранение статуса крупнейшего налогоплательщика. В том случае если налогоплательщик в отчетном году уже не удовлетворяет установленным критериям, то по новым правилам сохраняется статус крупнейшего налогоплательщика в течение двух лет, а не трех лет (как это было ранее).

Ведение дел юридических лиц при статусе крупнейшего налогоплательщика проходит на федеральном либо региональном уровне.

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам (в дальнейшем – КН), встают на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ. Эти налоговые структуры контролируют выполнение КН налоговых законов без непосредственного участия.

Федеральной налоговой службой России определен перечень критериев , наличие которых позволяет отнести организацию (юридическое лицо) к понятию крупнейший налогоплательщик.

Что представляют собой эти критерии:

  1. Маркеры финансово-экономической деятельности (ФЭД). Рассматривается организации (налоговая, бухгалтерская) за год.
  2. Наличие взаимозависимости. Налогоплательщик непосредственно влияет на функционирование взаимозависимых лиц, их экономические результаты.
  3. Наличие у юридического лица лицензии или другим разрешением, позволяющим вести определенный род деятельности.
  4. Осуществление постоянных наблюдений за налоговой деятельностью.

Показатели финансово-экономической деятельности

Временные периоды, в рамках которых организация может быть отнесена к КН, следующие: расчет по маркерам ФЭД ведется по любому из трех предшествующих годов, за исключением отчетного .

Статус КН удерживается еще в течение двух лет после того года, когда организация стала не соответствовать принятым критериям.

В случае реорганизации КН этот статус остается за вновь образованным юридическим лицом еще на срок в три года, считая тот из них, когда произошла реорганизация.

Юридические лица-должники, признанные в судебном порядке банкротами, теряют статус КН. Эта норма не касается кредитных структур. Те из них, что администрируются как КН на федеральном уровне, сохраняют этот статус вплоть до того момента, пока не будут принудительно ликвидированы.

Статус КН может быть присвоен даже , если они имеют какие-либо доходы, соответствующие нижеуказанным критериям.

Федеральный уровень

Этот уровень налогового администрирования подразумевает, что рассматриваемая организация соответствует ряду обязательных условий , прямо связанных с маркерами (финансовыми, экономическими) ее деятельности.

  1. Совокупность налоговых начислений должна превышать 1 млрд рублей. Эта цифра значительно уменьшена (свыше 300 млн рублей) для организаций, работающих в сфере услуг связи и транспорта.
  2. Общая сумма поступивших доходов (отчетная форма №2, коды 2110, 2310, 2320, 2340) больше 20 млрд рублей.
  3. Общий размер активов организации равен более 20 млрд рублей.

Помимо этих универсальных условий федеральное администрирование налогов может применяться к ряду организаций в определенных сферах экономики страны.

В частности, подобные нормы распространяются на структуры и организации военно-промышленного комплекса со следующими показателями (достаточно превышения одного из них):

  • экспортные контракты по продукции стратегического назначения, суммарно превышающие отметку в 27 млн рублей;
  • общий объем выручки, по данным контрактам, более 20% от всей суммы;
  • наличие более 100 служащих в среднесписочной численности персонала;
  • государственный вклад, превышающий 50 %.

Представленные цифры справедливы также для организаций, которые находятся в списке предприятий, организаций, обществ, имеющих статус стратегических.

Региональный уровень

На этом уровне ведение дел юридических лиц упрощено. При сопоставлении установленным показателям не учитывается то, чем компания занимается.

Компании, претендующие на статус региональных КН, должны соответствовать всем следующим условиям одновременно:

  • иметь суммарный достигнутый доход (отчетная форма №2) в диапазоне 2-20 млрд рублей;
  • среднесписочный штат в более чем 50 сотрудников;
  • обладать активами от 100 млн рублей и не превышающими 20 млрд рублей;
  • иметь начисленную сумму налогов в диапазоне 75-1000 млн рублей.

Взаимозависимость и лицензия

Понятие взаимозависимости учитывается, когда очевидно влияние конкретного налогоплательщика на итоги или условия работы организации со статусом КН. В соответствии с законодательно установленными критериями, такой налогоплательщик и его ФЭД будут расцениваться налоговыми органами на уровне КН, взаимосвязанного с ним.

Существует и особая «каста» налогоплательщиков, чья ФЭД подлежит ведению в федеральных масштабах. При этом совершенно неважны размеры налогов, подлежащих уплате, величины активов, объем выручки, штат служащих и наличие факта взаимозависимости.

Речь идет об организациях, получивших от государства лицензию на ведение ряда видов деятельности :

  • банковских операций;
  • различных видов страхования, перестрахования, посреднических услуг брокера;
  • профессионального участия в работе фондового рынка;
  • пенсионного страхования, обеспечения (НПФ).

Обязанности юридических лиц

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не ). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.

Учет

В полном соответствии со статьей 55 ГК РФ – местонахождения юридического лица и его обособленных подразделений не совпадают.

Налоговый кодекс () предписывает юридическим лицам, имеющим в своей организационной структуре обособленные части, обязательную постановку на налоговый учет во всех регионах и муниципалитетах, где находятся эти подразделения.

Деятельность в России

Несмотря на падающие год от года цены на газ и нефть, а также снижение добычи углеводородов, крупнейшими налогоплательщиками РФ остаются компании «Газпром» и «Роснефть» .

Газовый монополист перечислит около 2 трлн рублей налогов по итогам 2018 года, включая сборы со всех пятидесяти шести «дочек» компании. Налоговые отчисления «Роснефти», главного налогоплательщика страны последних лет, составят около 2 трлн рублей.

В число основных налоговых «доноров» государственного бюджета входят и другие гиганты нефтяного и нефтегазового сектора: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ТАИФ-НК», «Новатэк», «Сибур».

Этот перечень дополняют «монстры» розничной торговли – «Магнит», X5 Retail Group, «Мегаполис». В лидирующую двадцатку также входят металлургические компании – УГМК, ММК, «Северсталь», НЛМК, «Норильский Никель», Evraz, UC Rusal.

В списке важнейших налогоплательщиков присутствуют и крупнейшие телекоммуникационные компании страны – МТС, «Мегафон» и Vimpelcom.

Большинство ключевых налогоплательщиков в РФ, так или иначе, связаны с , переработкой и транспортировкой полезных ископаемых.

Каждая из перечисленных компаний имеет суммарный размер активов, превышающий 500 млрд рублей. (По данным Forbes за 2018 год). Штаб-квартиры ровно половины из них находятся в Москве. Две компании из этого списка зарегистрированы за рубежом: Evraz, Vimpelcom. Оставшиеся восемь компаний зарегистрированы в регионах РФ, причем только один регион, Республика Татарстан, может «похвастать» сразу двумя из них («Татнефть» и «ТАИФ-НК»).

Лидерами по среднесписочной численности персонала ожидаемо являются сырьевые гиганты – «Роснефть» (порядка 261 тыс. служащих) и «Газпром» (около 500 тыс. по данным на 2018 год).

Среди ведущих по этому показателю и компании розничной торговли «Магнит» (около 310 тыс. сотрудников на 2018 год), X5 Retail Group (около 200 тыс.).

Сравнение налоговых доноров России со списком крупнейших налогоплательщиков в США имеет лишь одну общую деталь. И там, и там в тройке лидеров сплошь нефтяные компании. В Америке это – ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips.

В остальном же, на фоне горнодобывающих, нефтеперерабатывающих компаний России, в США среди основных налогоплательщиков выделяются компании, производящие интеллектуальные продукты: Microsoft, Apple, IBM, Intel. В список ключевых налогоплательщиков входят также: банки, страховые компании, фармацевтические и косметические производители (Pfizer, Procter&Gamble). В этом списке есть даже McDonald’s, ежегодно уплачивающий около 2 млрд долларов налогов.

Больше информации про передовые технологии налогового администрирования можно найти на данном видео.

Несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, отечественное предпринимательство потихоньку развивается. Мы решили провести анализ и определить, сколько в России предприятий. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства (на 10.09.2016), который только в этом году начал свою работу, общее количество предприятий в России (включая юридически лица и индивидуальных предпринимателей) сегодня составляет 5 671 909, из них микропредприятий – 5 380 768 (94,87%), малых – 270 540 (4,77%), средних – 20 601 (0,36%).

Тем не менее, здесь стоит учитывать, что в рамках данного реестра понимается под малыми, средними и микропредприятием. Сегодня критерии следующие:

Категория субъектов МСП Количество сотрудников Доход предприятия (за год)
Микропредприятие < 15 человек < 120 млн. руб.
Малое предприятие 16 – 100 человек < 800 млн. руб.
Среднее предприятие 101 – 250 человек < 2 млрд. руб.
Должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
  1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%.
  2. Акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
  3. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности Получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.

Когда только вводился реестр, мы уже отмечали, что данные критерии не позволяют учесть все особенности малых и средних предприятий. Например, что делать, если предприятия по этим критериям подходят по классификацию «малое», но одно имеет доход 10 млн. руб. в год, а другое – 100 млн. руб.? Они оба будут микропредприятиями при соответствии остальным критериям, несмотря на 10-кратную разницу в доходе. Поэтому ещё есть над чем работать. При всем при этом, данный реестр полезен и имеет большое значение, например, при отборе отечественных предприятий во избежание мошенничества для осуществления госзаказа или предоставления государственного финансирования.

Стоит отметить, что в структуре ВВП развитых стран, таких как США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея доля малых и средних предприятий составляет 50-60%, а в России всего 21% (данные 2015 года). Иными словами, развитие предпринимательства, особенно малых и средних предприятий, является ключевым фактором экономического роста. Именно здесь в большей степени рождаются инновации, изменяющие мир и нашу жизнь.


Top