Считается ли диплом бакалавра, свидетельством о полном высшем образовании? Является ли бакалавр специалистом с высшим образованием Является ли бакалавриат полным высшим образованием

Вопрос того, считается ли высшим образованием диплом бакалавра, волнует многих абитуриентов. При этом несмотря на то, что законодательство РФ однозначно даёт положительный ответ на этот вопрос, по факту при начале трудовой деятельности многие бакалавры могут сталкиваться с отказами кадровых специалистов, которые считают диплом бакалавра свидетельством о неполном высшем образовании. В рамках статьи рассмотрим, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра в России.

УОглавление:

Бакалавр в российском и мировом законодательстве


Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата.
Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

Обратите внимание

В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра

Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:

  • Бакалавр – 4 года обучения;
  • Специалист – 5 лет обучения;
  • Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.

Важный факт

Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.

При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.

Важный факт

Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.

Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.

Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра. Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.

Обратите внимание

Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.

Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени. Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности. Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.

Что такое бакалавриат? Бакалавр – это выпускник ВУЗа, но имеет ли бакалавр высшее образование или нет ? Еще 21 год назад такого вопроса перед студентами даже не стояло, и вот теперь, при переходе на западные стандарты образования, мы имеем в высшем образовании бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Чем отличаются эти градации, что они дают выпускнику и чего не дают, мы будем разбирать в этой статье.

Бакалавриат и Магистратура — что это такое

В советский период истории и вплоть до 1996 года отечественные стандарты образования действовали без изменений, и все ВУЗы готовили только и исключительно специалистов. Стандарт на срок образования был един: практически везде программа была рассчитана на 5 лет. Так что по современным меркам мы имели во всей стране только специалитет и больше ничего. Посмотрим, хорошо это или плохо.

С принятием в РФ в 1996 году закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» началась новая эра высшего образования. Основы, проверенные временем, были поколеблены в угоду следованию общеевропейским стандартам.

Правда, реформы оказались несколько однобокими. Так, если в Европе учебные программы для достижения степени бакалавра разные, и занимают от 4 до 6 лет, то в России почему-то в подавляющем большинстве ВУЗов бакалавриат достигается только за 4 года обучения.

Поскольку это на целый год меньше бывшего еще недавно стандартным пятилетнего срока обучения, у многих абитуриентов возник резонный вопрос: а бакалавр это высшее образование или нет? Может, это неоконченное высшее? Программы бакалавриата преподаются в высших учебных заведениях, но 4 года – это все-таки 4 года, поэтому престиж данной степени у наших студентов в основном находился где-то на уровне среднего профессионального образования, или техникума. Гораздо престижнее выглядит по сравнению с дипломом бакалавра диплом специалиста.

Следующий шаг в реформировании системы образования она претерпела в 2003 году, введя в высшие учебные заведения страны новую ступень – магистратуру, когда Россией была подписана Болонская декларация от 19.06.1999 г. Теперь выбор из трех ступеней стал еще более запутанным. Чего ожидать? К чему стремиться? Что делать?

Чем отличается бакалавр от магистра в Европейской системе образования

В Европе уровни бакалавра и магистра существуют испокон веков, и что интересно, оба относятся к высшему образованию. Но отличия все-таки есть, раз названия разные. Магистратура в Европейских университетах имеет более сложную программу обучения с более длительным сроком. Стало быть, уровень подготовки магистра все-таки выше. А бакалавр – это как бы начальное высшее образование.

Это подтверждает и федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года, в статье 10 которого прямо говорится о том, что бакалавриат представляет собой высшее образование первого уровня из существующих на сегодня трех.

В чем разница, что магистр получает в большем объеме, чем бакалавр? Для магистра предусмотрена более углубленная программа обучения по специальности и специализации. То есть если бакалавр получает знания, достаточные для профессиональной работы в выбранной специальности, то знания магистра должны позволить ему иметь достаточную квалификацию и для теоретических разработок, для научной работы в выбранной специализации. Для бакалавра же научная деятельность пока не по зубам.

Отсюда видна цель данного разделения: получить специалистов, которые смогут практиковаться в выбранной специализации на предприятиях (бакалавры), и тех, кто сможет развивать и обогащать теоретическую базу этой специализации, это магистры и специалисты.


Это обусловливает меньшую престижность степени бакалавра у наших студентов, отцы которых поголовно получали гораздо более глубокую специализацию. Но не всем она нужна. Проведя реформу образования, мы получили более практичное обучение, дающее разным типам людей именно те знания, которые им пригодятся в практической жизни. И бакалавриат дает тот минимально-необходимый уровень знаний, позволяющий успешно работать по специальности, не больше.

Что же такое еще не рассмотренный нами специалитет?

Чем отличается бакалавр от специалиста

Как мы уже упоминали, специалитет – это именно привычное нам с советских времен образование, с учебной программой, рассчитанной на освоение за 5-6 лет. Магистратура имеет срок обучения 6 лет в среднем, а бакалавриат – 4 года. Это три уровня высшего образования. Но не только сроком обучения отличаются эти три типа. Разные у них и программы обучения, потому что цели обучения в каждом из трех случаев различаются.

Мы уже выяснили, что бакалавры ориентированы именно на практическую сторону получаемых знаний и поэтому выпускники-бакалавры могут в полной мере работать по специальности.

Но поступить после окончания бакалавриата в аспирантуру у студента не получится. Для этого ему понадобится или закончить магистратуру, или специалитет. Только выпускник магистратуры и специалитета может продолжить научную деятельность в аспирантуре. Бакалавр же – чистый практик, к научной работе не допущенный.

Надо сказать, что специалитет на сегодня заканчивает свое существование, поскольку во многом пересекается с магистратурой. В ближайшей реформе Болонской декларации ожидается, что форма обучения специалистов будет заменена на магистерскую для исключения дублирования.

Пока специалитет в большой степени существует как переходная форма от старой советской системы образования к еще более старой до степени смешения с традиционной, Европейской. А поскольку в Европейской системе изначально было всего две градации, они и останутся в РФ: это бакалавриат и магистратура.

Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра

Это вопрос, не имеющий особого смысла без внесения в это уравнение всего одного неизвестного: для кого мы рассматриваем высшее образование? Для практика, которому крутить гайки и обслуживать котельную является верхом его устремлений, или для человека, способного развить теорию и открыть нечто принципиально новое, например, в создании новых пластических материалов?

Сейчас смотрят не на «престижность» профессии как таковой, а на степень ее применимости к развитию нашей страны. Именно по этой причине мы выбрали европейскую систему образования: советская была очень хороша, у нас были миллионы образованных специалистов, но кто из них работал по специальности?

И разделение высшего образования на 3, а в будущем на 2 градации – для практиков и теоретиков, создателей и грамотных исполнителей решает задачу более адекватного заполнения имеющегося рынка рабочих и инженерных профессий.

Бакалавр, как первый уровень высшего образования из трех, которые в ФЗ «Об образовании в РФ» перечислены в таком виде, который однозначно свидетельствует о том, что по сути их два, то есть:

  • Бакалавриат.
  • Специалитет и магистратура.

Получаемые выпускниками степени бакалавров, специалистов и магистров обладают разным уровнем углубления в специализацию. Но образование у них у всех высшее. Напоминаем родителям, что ваших детей.

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.

Уже далеко не первый год ВУЗы обучают бакалавров, но вопросы – бакалавр это высшее образование или нет, диплом бакалавра это высшее образование или нет продолжают мучать абитуриентов, студентов и их родителей. Сейчас всё расскажу, даже выдержки из закона об образовании приведу, чтобы ваши сомнения развеять окончательно и бесповоротно.

Бакалавр это высшее образование или нет

Если меня не подводит память, то ещё в 2011 году все ВУЗы закрыли направление подготовки «специалитет», оставив для вчерашних школьников только «бакалавриат». Не нужно говорить, что я ничего не знаю и специалитет ещё есть, есть, но только для сильно умных, на 100 баллов по всем предметам и поступающим на соответствующие специальности для умников. Но эти и так всё знают, эта же статья для тех, кто попроще.

Итак, даже не представляю, как бы так максимально убедительно ответить на вопрос бакалавр высшее образование или нет, так чтобы вы больше не сомневались, а спокойно поступали или учились. Для начала небольшое упражнение на логику. Если сейчас абитуриентам ВЫСШИЕ учебные заведения предлагают поступать на направление «бакалавриат», то что это может значить? Если вы не смогли ответить на этот вопрос и понять диплом бакалавра это высшее образование или нет, то высшее образование не для вас. Хотя зачем я так говорю? Всегда есть ВУЗы и специальности, куда могут поступить абсолютно все, пусть и платно.

Итак, немного отошел от темы, а ведь хотел кратенько дать ответ на вопрос бакалавр это высшее образование или нет, чтобы ни ваше, не своё время не занимать. Для этого пойдем читать закон, вам ходить не надо, я всё процитирую.

Обратимся к документу под названием Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), ответ на вопрос, которому посвящена статья содержится в 10 статье данного Федерального закона:

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Все всё поняли? Если нет, поясню. Бакалавриат – это высшее образование , как его называют «первой ступени». И если уж дошло до законов, то сейчас поясню про разницу между бакалавриатом и магистратурой.

Вот вам в картинках подтверждение

Магистратура и бакалавриат чем они отличаются

Отличия на самом деле весьма неслабые. Бакалавриат – это обычное высшее образование, которое теперь получают не за 5 лет, а за 4 года. Если уж наши законодатели поместили бакалавриат ниже, чем специалитет, который ныне скорее мертв, значит бакалавриат, хоть и высшее образование, но по качеству несколько уступает специалитету.

Так, не отвлекаемся, вопрос был магистратура и бакалавриат чем они отличаются, пока вы учитесь на бакалавриате вы получаете минимум знаний, который вам, вполне возможно, и не пригодится никогда, поскольку сейчас мало кто работает по специальности, полученной в ВУЗе.

Так чем отличается магистратура? А магистратура – это такое обучение, когда можно или углубить и расширить свои знания, полученные во время обучения на бакалавриате, или, что значительно интереснее… получить корочки магистра по совершенно другой специальности. Но сразу хочу предупредить, что это достаточно сложно. Чтобы было понятно, магистратура – это в любом случае сложно, требования значительно выше, чем на бакалавриате, а если ещё и совсем другая специальность – это вообще вилы.

Ещё один вопрос, который наверняка вам интересен, а будет ли диплом магистра вторым высшим образованием? После бакалавриата магистратура не является вторым высшим образованием. После специалитета является, после бакалавриата нет.

Итак, подведем итоги статье:

Бакалавр это высшее образование или нет, диплом бакалавра это высшее образование или нет? ДА, это высшее образование, смотрите закон, приведенный выше.

Магистратура и бакалавриат чем они отличаются? Смотрите выше, ещё более кратко я написать просто не смогу.

Всем мир!

(Visited 2 305 times, 1 visits today)

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".

Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.


Top