Раскройте на трех примерах значение налоговой. Значение налоговой системы в жизни. Система выборов в представительные органы

  • , очень срочно

    Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества

  • Налоги очень важны для государства и общества.
    из налогов, выплачиваемых работающими гражданами, формирует бюджет страны, из которого, в частности
    1 - выплачивается заработная плата всем работникам бюджетной сферы (медицина, образование)
    2 - из налогов содержится армия, которая защищает государство
    3 - идет помощь малообеспеченным семьям, содержатся детские дома
    4 - платят пенсии пенсионерам и инвалидам
  • Налоги- основа социального государства.
    Из поступающих налогов, сборов и обязвтельных платежей формируется
    Госбюджет, а также региональные и местные бюджеты страны.
    Госбюджет, в свою очередь, расходуется:
    - на содержание Армии и Флота и др. военные нужды
    - на обучение граждан, здравоохранение, строительство жилья,
    выплату пенсий и пособий и т. д.
    -на развитие науки и техники, модернизацию экономики
    - на содержание органов МВД, прокуратуры, судов, тюрем, ФСБ, и др.
    органов власти.
  • О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации».
    Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты. .. Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере -функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и…расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере. .. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
    Вопросы и задания к документу
    1. Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению ученого, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
    2. А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером
  • 1. Роль государства при переходе к рыночной
    экономике
    Роль государства в экономике. Роль государства в
    жизни общества. Функции государства в рыночной
    системе. Методы и инструменты государственного
    регулирования экономики. Анализ роли государства в
    экономике Республики Казахстан. Проблемы
    перехода к рынку.
    курсовая работа
  • Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.

    Глобализация уходит корнями глубоко в толщу истории, и все же это феномен XX века. С данной точки зрения наше столетие можно определить и как век глобализации. Поэтому уроки XX века особенно значимы и важны для понимания ее перспектив.

    Историки и политики еще долго будут спорить о богатейшем наследии уходящего века, но его идейно-политические итоги вряд ли будут пересмотрены в обозримом будущем. Вкратце они сводятся к следующему: права человека имеют основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции. Эта система ценностей и установок, создателем и активным пропагандистом которой исторически выступил Запад, получила широкое распространение и признание в современном мире. .. Впервые в истории абсолютное большинство живущих на Земле людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов жизнеустройства.

    Как сто и двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. ..

    Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.

    Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор для сил добра и зла. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в Современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

    (В. Кувалдин)

    С 2. Какие идейно-политические итоги XX века привел автор? Назовите любые четыре. Каким термином обществоведы называют процесс реализации новой системы ценностей, сложившейся к XX в. ?

    С4. С опорой на содержание текста объясните употребленный автором термин «островное сознание». С опорой на текст, знания курса и факты общественной жизни приведите два проявления «островного сознания» в современном мире.

    С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

    С 6. Каждый человек в своей жизни сталкивается с экономическими явлениями, которые оказывают на него заметное влияние. Приведите три примера влияния экономических явлений на жизнь человека.

  • C1: "Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах [...] более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве"
    C2: "Права человека имеют основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции". Глобализация.
    C3: "Состояние окружающей среды". Можно упомянуть глобальное потепление, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, таяние ледников, повышение уровня мирового океана, вымирание животных видов и т. д.
    C4: Островное сознание - это устройство жизни древних племенных народов, которые практически не взаимодействовали с другими племенами и народностями. Сегодня, в эпоху глобализации, такой способ жизни становится невозможным. Примеры: неучастие в глобальных мировых процессах.
  • Часть С.
    Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:
    определение правил ведения экономической деятельности «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);
    поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);
    производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);
    социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.)
    борьба
    с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.).
    Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.
    Налоговая система включает в себя:
    субъект налогообложения (кто должен платить налог)
    объект налогообложения (что облагается налогом)
    налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога) Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.
    Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):
    Т = Bt Ч t
    Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:
    справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);
    понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);
    удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику)
    недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).
    В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).
    С1. Как автор представляет основную функцию налогов?
    С2. Какие элементы включает в себя налоговая система? Проиллюстрируй действие налоговой системы на примере.
    С3. Охарактеризуйте любые три принципа налогообложения, рассмотренные в тексте.
  • 1 Поддержка бюджета государства

    С2
    Налоговая система:
    1) Субъект налогообложения
    2) Объект налогообложения
    3) Налоговая ставка.
    Пример: Подоходный налог. Субъектом налогообложения являются физические лица. Налогом облагается доход, следовательно, доход и является объектом налогообложения. А налоговая ставка в России составляет 13%.

  • 7. Верны ли следующие суждения?
    А. Средства
    массовой информации как политический институт оказывают значительное
    воздействие на позиции избирателей на выборах.
    Б. Средства массовой информации как политический
    институт в демократическом обществе свободны от цензуры.
    А) верно А
    Б) верно Б
    В) верны оба
    Г) оба неверны.
    8. Какой тип избирательной системы
    действует в стране, если выборы в представительные органы осуществляется по одномандатным избирательным округам и победителем считается кандидат, набравший 50 +1 голос:
    А) мажоритарная
    Б)пропорциональная
    В)смешанная
    Г) правовая
    9. В демократическом государстве закон
    принимается
    А) парламентом
    Б)премьер-министром
    В)судьями
    Г) прокурором
    10. Политическая партия:
    А) участвует в борьбе за власть
    Б) является частью социальной
    структуры общества
    В) осуществляет руководство
    экономикой
    Г) взимает налоги с населения.
    Часть В
    В1. Какие требования являются обязательными для избирательной системы в
    демократическом обществе? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания:
    1. Имущественный ценз
    2. Безальтернативность выборов
    3. Ценз гражданства
    4. Открытое голосование с
    5. Равенство голосов
    избирателей.
    А) авторитаризм, традиционализм, тоталитаризм.
    Б) характерные признаки
    тоталитаризма: вторжение государства в жизнь каждого
    человека, верховенство закона во всех сферах жизни общества, атмосфера страха и репрессии, культ личности.
    Часть С
    С1. Угрожает ли демократии многообразие точек зрения в средствах массовой
    информации? Аргументируйте свой ответ.
    С2. Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в
    современной России.
    С3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая
    система»? Составьте два предложения, дополняющие информацию о политической
    системе.


    свой ответ.
    С5. Назовите не менее трех функций СМИ.
  • Могу ответить только на следующие:
    8-А (мажоритарная)
    9-А (парламентом)
    10-А (борьба за власть)
    Часть В
    в. 1
    3. Ценз гражданства
    4. Открытое голосование с
    информацией о выбранном кандидате
    В6. Что является лишним в ряду?
    А) традиционализм,
    Б) характерные признаки
    тоталитаризма: ЛИШНЕЕ: верховенство закона во всех сферах жизни общества
    С4. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты
    Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного
    избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%
    голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Аргументируйте
    свой ответ. ДА можно, так как согласно мажоритарной системе победителем считается тот кандидат, который получает на выборах абсолютное или относительное большинство голосов.
  • 1. Функцией государства является
    1) разделение властей
    2) суверенитет
    3) поддержание общественного порядка
    4) наличие государственного аппарата
    2. Признаком правового государства является
    1) публичная власть
    2) единство территории
    3) разделение властей
    4) профессиональный аппарат управлении
    3. Основная задача российского парламента (Федерального Собрания) –
    1) обеспечивать исполнение государственного бюджета
    2) выступать гарантом Конституции
    3) осуществлять правосудие
    4) разрабатывать и принимать законы
    4. Верны ли следующие суждения?
    Демократическое государство как институт политической системы
    А. обладает монополией на применение силы в соответствии с законом
    Б. стоит вне закона, не подчиняется его требованиям
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно и А. и Б
    4) оба суждения неверны
    5. Что является признаком любого государства?
    1) взимание налогов и сборов
    2) демократический режим
    3) разделение властей
    4) федеративное устройство
    6. Общим для демократического режима и республиканской формы правления признаком является
    1) господство исполнительной власти
    2) выборность в органы государственной власти
    3) взаимная ответственность государства и личности
    4) политический плюрализм
    7. Какой признак отличает республику от других форм правления?
    1) наличие главы государства
    2) выборность главы государства на определенный срок
    3) передача верховной власти по наследству
    4) наличие аппарата управления
    8. Нижней палатой парламента в России является
    1) Государственная Дума
    2) Совет Федерации
    3) Государственный Совет
    4) Федеральное Собрание
    9. Исполнительная власть в РФ принадлежит Правительству РФ:
    1) верно 2) неверно
    10. Что из перечисленного относится к исключительным признакам государства?
    1) право на установление и сбор налогов
    2) осуществление политической власти
    3) создание политических программ
    4) формирование руководящих органов на основе выборов
    11. Высшей формой политического волеизъявления народа в демократическом государстве является:
    1) референдум
    2) выборы депутатов Гос. Думы
    3)участие в демонстрациях протеста
    4)работа в профсоюзных организациях
    12. Какое из суждений о политическом режиме верно?
    1) Демократия возможна только при республиканской форме правления.
    2)Авторитаризм невозможен в монархических государствах.
    3)Демократия существует как в республиканских, так и в монархических государствах.
    4)В авторитарном государстве существует только одна массовая политическая партия
    13. Государство - единственный институт политической системы, который является носителем
    1) суверенитета 3) авторитета 2) власти 4) норм и обычаев
    14. Одним из условий благоприятных межнациональных отношений в демократическом обществе является
    1) соблюдение прав и свобод человека
    2) развитие частного предпринимательства
    3) усложнение социальной структуры общества
    4) ограничение социальной мобильности
    3) 15. В условиях тоталитарного режима в отличие от демократического
    1) господствует единая общеобязательная идеология
    2) государство является важнейшим элементом политической системы
    3) проводятся равные и свободные выборы
    4) личность имеет широкие возможности влиять на принятие политических решений
    16. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?
    1) президентская республика
    2) авторитарная республика
    3) унитарная монархия
    4) конституционная монархия
    17. Правительство РФ
    1) разрабатывает и принимает законы
    2) управляет федеральной собственностью
    3) утверждает судебные решения
    4) решает вопросы предоставления гражданства
    18. Формами территориально-государственного устройства являются унитарные и республиканские государства:
    1) верно 2) неверно
    19. Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
    1) обеспечение правового поля экономической деятельности
    2) производство общественных благ
    3) контроль объема денежной массы
    4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
    20. «Тирания» и «деспотия» являются одним из древнейших типов государственных режимов:
    1) верно 2) неверно

  • 1. 3) поддержание общественного порядка2. 3) разделение властей
    3. 4) разрабатывать и принимать законы
    4. 1) верно только А
    5. 1) взимание налогов и сборов
    6. 2) выборность в органы государственной власти
    7. 2) выборность главы государства на определенный срок
    8. 1) Государственная Дума
    9. 1) верно
    10. 1) право на установление и сбор налогов
    11. 1) референдум
    12. 3)Демократия существует как в республиканских, так и в монархических государствах.
    13. 1) суверенитета
    14. 1) соблюдение прав и свобод человека
    3) 15. 1) господствует единая общеобязательная идеология
    16. 4) конституционная монархия
    17.?
    18. 2) неверно
    19. 1) обеспечение правового поля экономической деятельности
    20. 1) верно
  • 1) Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы? 2) А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером. 3) Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, поясните значение конкуренции для рыночной экономики. 4) Почему, по мнению экономиста, наличие демократического общества выступает условием выполнения государством своих функций в рыночной экономике? Существует ли связь между рынком и демократией? Попытайтесь привести примеры, подтверждающие это. 5) Автор подчёркивает регулирующую роль в обществе судебной системы наряду с рыночным механизмом. Раскройте значение правовой защиты участников экономической деятельности. едином рыночном пространстве? Нужно кратко и ясно
  • 1. А) поддержание и стимулирование конкуренции в экон. сфере;
    б) гарантирует стабильность рыночной системы в целом;
    в) создание правового поля в предпринимательской сфере;
    г) сохранение рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов.
    Экон. функции государства, которые способствуют стабильному развитию рын. системы: борьба с монополией, поддержание конкуренции.
    3. Значение: способствует распределению ресурсов, взаимодействию спроса и предложения, формированию рыночных цен; стимулирует снижение доходов производства и внедрение новых видов продукции; обеспечивает суверенитет потребителя, гарантируя защиту от диктата производителя.
  • Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?
    Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
    Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
    Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.
    Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.
    !
  • 1. Права человека.
    2. Всеобщая декларация прав человека как первый (мировой) уровень правовой системы.
    3. Права человека в конституционных документах каждого государства. (второй государственный уровень правовой системы)
    4. Проблема защиты прав человека в разных странах
  • Помогите с обществознанием,

    №1 Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

    №2 Что отличает государство от других политических рганизаций?

    а) исключительное право издавать законы;

    б) определение перспектив развития общества;

    в) разработка политических программ;

    г) выдвижение политических лидеров;

    №3 Какие условия определяют гражданство детей?

    №4 Можно ли сказать, что при решении вопроса о гражданстве детей российское законодательство стремится максимально учесть интересы ребенка? Аргументируйте точку зрения.

    №5 Гражданка РФ вышла замуж за гражданина Испании, в России у них родились дети. Через несколько лет супруги развелись, отец уехал на свою родину. Мать с детьми остались в России. Гражданами какого государства считаются дети?

    №6 Каковы основные принципы деятельности правоохранительных органов?

    №7 Какие виды прав и свобод человека вам известны?

    №8 Что отличают конституцию от других нормативно-правовых актов?

    №9 Что является объектом гражданско-правовых отношений?

    №10 Какие виды субъектов гражданско-правовых отношений вы знаете? Что характеризует каждого из них?

    №11 Каков юридический смысл семьи?

    №12 Что относится к политическим правам гражданина?

    а) право на неприкосновенность частной жизни

    б) право обращаться в органы власти;

    в) право на защиту материнства и детства;

    г) право на свободу творчества;

    №13 Что относится к экономическим правам гражданина?

    а)право на свободный выбор профессии;

    б)право обращаться в органы власти;

    в) право на социальное обеспечение по возрасту;

    г) право на благополучную окружающую среду;

    №14 Что из нижеперечисленного является преступлением?

    а) причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности;

    б) потребление наркотических средств без назначения врача;

    В) проведение агитации за кандидата в период ее запрещения;

    г) уклонение от возмещения имущественного ущерба;

    №15 Предположите, почему период службы по призыву в армии засчитывается в страховой стаж.

    №16. Объясните, почему уход за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом, лицом старше 80 лет засчитывается в страховой стаж.

    Заранее вам ооооочень благодарна!

  • Доминирующая ветвь власти

    Парламентская демократия . Правительство назначается законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства. Президентская республика . Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти. существуют также смешанные системы.

    Региональная иерархия власти

    Унитарное государство . Политическая власть сосредоточена в руках центрального правительства, которое определяет объёмы властных полномочий региональных органов власти. Федерация . Согласно конституции, власть поделена между центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами.

    Структура законодательной власти

    Однопалатный парламент . Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента. Двухпалатный парламент . Законодательное собрание состоит из двух палат, которые формируются и функционируют раздельно. Одни нормативные акты могут требовать одобрения только одной палаты, другие - обеих палат.

    Система выборов в представительные органы

    Мажоритарная избирательная система . Территория поделена на округа, каждый из которых имеет право на одного представителя в законодательном собрании. Этим депутатом становится кандидат, набравший большинство голосов. Пропорциональная избирательная система . Политические партии в законодательном собрании получают число мест, пропорциональное числу набранных ими голосов. Групповая избирательная система . Определённые группы населения выдвигают своих депутатов согласно заранее обговоренной квоте.

    Число ведущих партий

    Двухпартийная система . В политическом спектре доминируют две крупные партии. Многопартийная система . Назначению правительства обычно предшествует формирование правящей коалиции из двух или более партий, представленных в законодательном собрании.
  • С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

    Ответ:

    · ограниченность пахотной земли,

    · исчерпаемость полезных ископаемых,

    · ограниченность трудовых ресурсов.

    Максимальный балл – 2.

    С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

    Ответ:

    · производство, распределение, обмен, потребление.

    Максимальный балл – 2.

    С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.

    Ответ:

    · рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,

    · при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,

    · для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.

    Максимальный балл – 2.

    С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

    Ответ:

    · под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,

    · роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,

    · свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.

    Максимальный балл – 2.

    С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.

    Ответ:

    · свободное ценообразование,

    · свобода предпринимательской деятельности,

    · свободный обмен,

    · свободное распределение ресурсов,

    · свободная конкуренция.

    Максимальный балл – 2.

    С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

    Ответ:

    · свободное ценообразование,

    · законодательное закрепление многообразия форм собственности,

    · обеспечение правовой защиты прав собственника,

    · государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,

    · развитие предпринимательства и деловой активности населения.

    Максимальный балл – 2.

    С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

    Ответ:

    · принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,

    · Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,

    · повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

    Максимальный балл – 3.

    С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

    Ответ:

    Последствия:

    · появление товарного дефицита,

    · рост теневой экономики,

    · оживление спекуляции.

    Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

    Максимальный балл – 3.

    С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

    Ответ:

    · В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

    · В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

    · Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

    Максимальный балл – 3.

    С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

    Ответ:

    · господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,

    · предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,

    · государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,

    · главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена

    Максимальный балл – 3.

    С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

    Ответ:

    · формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),

    · правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),

    · создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).

    Максимальный балл – 3.

    С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

    Ответ:

    · Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.

    · Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.

    · В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

    Максимальный балл – 3.

    С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.

    Ответ:

    · организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,

    Аргументы:

    · индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,

    · собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.

    Максимальный балл – 3.

    С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

    Ответ:

    Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

    · необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,

    · рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,

    · социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.

    Аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

    · возможность обновления техники и внедрения новых технологий,

    · возможность совершенствования структуры производства,

    · поддержка отечественного производителя,

    · повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.

    Максимальный балл – 3.

    С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

    · внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,

    · внешние акционеры – 21% акций

    · государство – 17% акций.

    При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

    Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

    Ответ:

    · Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.

    · Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

    Максимальный балл – 3.

    С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:

    · доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,

    · земли фермеров – 8%,

    · а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.

    Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.

    Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

    Ответ:

    · Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

    · Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.

    Максимальный балл – 3.

    С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

    О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

    Ответ:

    · речь идет о командной экономической системе,

    · аргумент: осуществление централизованного планирования,

    Среди других черт командной экономики можно назвать:

    · государственное регулирование цен на товары и услуги,

    · преобладание государственной собственности.

    Максимальный балл – 3.

    С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

    Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

    Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

    С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

    Ответ:


    • ограниченность пахотной земли,

    • исчерпаемость полезных ископаемых,

    • ограниченность трудовых ресурсов.
    Максимальный балл – 2.

    С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

    Ответ:


    • производство, распределение, обмен, потребление.
    Максимальный балл – 2.

    С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.

    Ответ:


    • рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,

    • при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,

    • для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.
    Максимальный балл – 2.

    С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

    Ответ:


    • под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,

    • роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,

    • свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.
    Максимальный балл – 2.

    С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.

    Ответ:


    • свободное ценообразование,

    • свобода предпринимательской деятельности,

    • свободный обмен,

    • свободное распределение ресурсов,

    • свободная конкуренция.
    Максимальный балл – 2.

    С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

    Ответ:


    • свободное ценообразование,

    • законодательное закрепление многообразия форм собственности,

    • обеспечение правовой защиты прав собственника,

    • государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,

    • развитие предпринимательства и деловой активности населения.
    Максимальный балл – 2.

    С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

    Ответ:


    • принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,

    • Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,

    • повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.
    Максимальный балл – 3.

    С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

    Ответ:

    Последствия:


    • появление товарного дефицита,

    • рост теневой экономики,

    • оживление спекуляции.
    Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

    Максимальный балл – 3.

    С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

    Ответ:


    • В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

    • В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

    • Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
    Максимальный балл – 3.

    С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

    Ответ:


    • господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,

    • предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,

    • государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,

    • главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена
    Максимальный балл – 3.

    С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

    Ответ:


    • формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),

    • правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),

    • создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).
    Максимальный балл – 3.

    С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

    Ответ:


    • Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.

    • Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.

    • В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.
    Максимальный балл – 3.

    С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.

    Ответ:


    • организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,
    Аргументы:

    • индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,

    • собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.
    Максимальный балл – 3.

    С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

    Ответ:

    Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:


    • необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,

    • рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,

    • социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.
    Аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

    • возможность обновления техники и внедрения новых технологий,

    • возможность совершенствования структуры производства,

    • поддержка отечественного производителя,

    • повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.
    Максимальный балл – 3.

    С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:


    • внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,

    • внешние акционеры – 21% акций

    • государство – 17% акций.
    При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

    Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

    Ответ:


    • Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.

    • Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.
    Максимальный балл – 3.

    С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:


    • доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,

    • земли фермеров – 8%,

    • а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.
    Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.

    Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

    Ответ:


    • Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

    • Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.
    Максимальный балл – 3.

    С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

    О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

    Ответ:


    • речь идет о командной экономической системе,

    • аргумент: осуществление централизованного планирования,
    Среди других черт командной экономики можно назвать:

    • государственное регулирование цен на товары и услуги,

    • преобладание государственной собственности.
    Максимальный балл – 3.

    С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

    Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.


    Варианты ответа

    Число ответивших (в %)

    2002

    2005

    Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь

    28

    31

    Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себя в большом и малом

    26

    20

    Я живу, как и раньше, - для меня в последние годы ничего особенного не изменилось

    21

    27

    Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего

    7

    10

    Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни

    18

    12

    Ответ:

    • Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко.
    Обоснования:

    • только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось),

    • немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего,

    • доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.
    Максимальный балл – 3.

    С7. Нередко можно услышать мнение, что для повышения эффективности рыночной экономики необходимо минимизировать влияние государства на экономику. Сформулируйте собственное мнение по данному

    С7. Нередко можно услышать мнение, что профицит бюджета, существующий в России, является злом, тормозящим экономический рост в стране. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

    С7. Нередко можно услышать мнение, что дефицит бюджета является стимулом к экономическому росту. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

    С7. Существует мнение, что рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

    С7. Существует мнение, что информация является самым надежным, прибыльным фактором производства и несет обществу одни блага. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

    Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? а) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б)

    строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.

    Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое
    
    Top