Понятие и виды форм правления. Формы государства Что такое форма правления государства

Форма государства – система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы :

1) форма правления – система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2) форма государственного устройства – территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство – государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация – такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

в) конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

3) политический режим – методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются: 1) монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия,

Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:

а) абсолютная – власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др);

2) республика – такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская – полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства;

б) парламентская – президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

в) смешанная – характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

5.1 Форма правления государства

Форма правления государства

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую .

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие ». Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая . Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

Другая разновидность ограниченной монархии - парламентарная , или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета , или министериализма .

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления - самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления - президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика имеет особенности:

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом - парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики - повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархические». Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР.

В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И. А. Ильин (1883–1954) писал по этому поводу: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным». Что касается современной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью . Это подтверждается, во-первых, увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет; во-вторых, главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ; в-третьих, он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны.

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства 1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

9. Форма правления в зарубежных странах Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Существуют три формы

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

51. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки В системе государственного управления современных стран Латинской Америки ведущая роль управления принадлежит президенту и правительству, которое традиционно

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

9. Форма правления в зарубежных странах Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Выделяют две формы правления: монархия и республика.Монархия представляет собой

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран ведущая роль традиционно принадлежит президенту и возглавляемому им правительству.Форма правления выходит за рамки обычной

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

83. Республиканская форма правления Республиканская форма правления в арабском мире возникла в результате различных процессов:– в ходе колонизации (Алжир, Ливан, Сирия, Судан, Мавритания);– в ходе национально-освободительного движения, в ходе завоевания политического

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления 1. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Глава 5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

5.1 Форма правления государства Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;взаимоотношения высших органов власти друг с

Из книги автора

§ 2. Форма правления Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим

Из книги автора

§ 8. Форма правления в Российском государстве При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или

Из книги автора

1.4. Форма государства Форма государства: общая характеристика Форма государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.Первые два являются юридическими понятиями. Форма правления отвечает

Из книги автора

Форма правления: понятие и виды Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.Неверно сводить это понятие только лишь к процедуре замещения поста главы государства

Из книги автора

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

Из книги автора

§ 9.1. Форма правления Под формой правления понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

Порядок образования;

Степень участия населения в формировании.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не пре-дусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные ~ восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Типичный пример президентской республики - США.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.

История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок их образования, структура, компетенция, длительность их полномочий и взаимоотношения между собой, с населением, степень участия населения в их формировании.

Она определяет основные принципы организации высших органов власти.

Основными формами в соответствии с принципами подданства или гражданства являются монархия и республика. Формы правления различаются в зависимости от тог, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Монархия.

Монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства,и законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Юридические свойства монархии:

1. во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России).

2. монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву

3. пожизненное и бессрочное пользование властью

4. в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти

5. монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования

6. монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа

7. на международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство

8. за результаты своей деятельности монарх не несет юридической ответственности

9. монарх получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Существуют 2 формы монархии:

1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.

Основной признак абсолютной монархической формы правления – это отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами

а) дуалистическая – Австро-Венгрия в 19-20 веке. (Государственная власть носит двойственный характер, она фактически и юридически разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Управление страной осуществляет монарх, перед которым несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. В таких монархиях за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и других должностных лиц, ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента).

б) парламентарная – Япония, Великобритания, Австралия, Испания, Швеция, Норвегия и др. (монарх – номинальный глава государства, такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Существует институт контрасигнатуры, который означает, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в пять лет.

Может быть сословно-представительная монархия - влияние представительного органа (в Англии влияют финансы), конституционная монархия - очень близко к парламентской республике.

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним,

2) Президент - глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов),

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика (Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента),

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) главой исполнительной власти является Премьер-министр,

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

· Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему

· Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти

· Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью

· Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни

· Отрицание идеи разделения властей

3 разновидности социалистической республиканской формы правления:

1. Парижская коммуна

2. Советская республика

3. народно-демократическая республика.

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.

4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.

Участие ГД ФС РФ в процессе формирования правительства

1. Президент может сам назначить премьер министра, если ГД 3 раза отклонить кандидатуру.

2. Глава исполнительной власти – Председатель Правительства:

а) Имеет возможность председательствовать на собраниях Правительства, формировать повестку дня;

б) Президент может отправить в отставку премьер министра, имеет право роспуска парламента (при неодобрении премьер министром).

Это дает основание сделать выводы, что РФ – президентская республика со своими особенностями.

Форма правления – это порядок формирования органов государственной власти.

Парламент:

1. ГД состоит из 450 депутатов, 225 из которых избирается по парламентским спискам. Партии формируются исполнительно распорядительной властью. Органы исполнительной власти создают партии, через партии формулируют угодный для себя Парламент.

Форма государства представляет собой способ организации структуры государства, его органов. Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государства позволяет установить, как устроено государство, в каких формахорганизовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Итак, форма государства включает в себя:

Форму правления;

Форму государственного устройства;

Политический (государственный) режим.

Под формой правления обычно понимают организацию высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия меду собой и населением.

По форме правления государства делят на монархии и республики .

Монархия характеризуется такими свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства, занятие трона по наследству или по праву родства, представительство государства монархом, единоличное правление; юридическая безответственность (монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей»).

В свою очередь монархии делятся на неограниченные (абсолютные) и ограниченные .

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена (Франция в XV-XVI веке при короле Людовике XIV, которому принадлежит изречение «государство – это я»). Если монарх не обладает всей полнотой власти, то государство по форме правления является ограниченной монархией (в настоящее время Великобритания, Испания, Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Японии и др.)

В свою очередь, ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную).

Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная парламенту.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что правовой статус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Он царствует, но не правит.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, гражданами на определенный срок.

Республика характеризуется такими свойствами, как осуществление государственной власти от имени народа; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; срочность и сменяемость государственной власти; должностные лица несут политическую и юридическую ответственность (отставка, роспуск парламента, снятие с должности, привлечение к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинар­ной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и т.п.) за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Современные республики делятся на президентские и парламентарные. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным и не определяют вид республики.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских республик относятся в настоящее время США, Бразилия, Венесуэла, Мексика и др., а к парламентарным республикам - Италия, Индия, Турция, Чехия, Латвия и др.

На практике применяются смешанные, или гибридные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Республика Беларусь, Российская Федерация, Франция и др. относятся к смешанным республиканским формам правления.

Переходя к характеристике следующего элемента формы государства – формы государственного устройства, необходимо отметить, что она раскрывает территориальную организацию государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Принято выделять три формыгосударственного устройства – унитарную, фе­деративную и конфедеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство; граждане территориальных единиц не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства. Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении и достаточно высокой степенью централизации. Эта форма территориального устройства присуща таким государствам как, Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др. По форме государственного устройства Республика Беларусь также относится к унитарным государствам.

Федерация сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки: два уровня государственного аппарата (существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации); возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства (общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации); субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств: Российская Федерация, США, Индия, Швейцария, Мексика, Канада и др.

Конфедерация представляет собой союз или объединение государств, при котором эти государства, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Конфедерация создается для достижения определенных целей. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами - членами конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации упрощенный – достаточно одностороннего волеизъявления любого государства. Конфедерация относится к непрочным образовани­ям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться (Речь Посполитая, Австро – Венгрия) или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию (США, Германия, Швейцария). В современном мире конфедераций в классическом понимании не существует. Однако, существуют объединения государств, обладающие некоторыми признаками конфедерации, например Содружество Независимых Государств.

Третий элемент формы государства – политико-правовой режим – это совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть.

Политико-правовые режимы разнообразны. Истории известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-полицейские, авторитарные, фашистские, либерально-демократические и другие.

Различают две разновидности политико-правовых режимов – демократические и недемократические.

К демократическим политико-правовым режимам относят режимы либеральной демократии, плюралистической демократии и др.

Современный демократический политико-правовой режим возможен только в правовом государстве, обеспечивающем верховенство закона, гарантирует плюрализм в общественно-политической жизни, обеспечивает права человека и гражданина, создает эффективные механизмы прямого участия населения в осуществлении государственной власти. Юридические гарантии демократического режима в Республике Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и законодательстве страны.

К недемократическим режимам относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный и др.), авторитарный.

Современные недемократические режимы характеризуются господством одной официальной идеологии, одной политической партии, ограничением личных и политических прав граждан, отсутствием условий для роста благосостояния населения, наличием карательных мер воздействия на инакомыслящих, произволом чиновников, нарушением законности и правопорядка.

Очевидно, что недемократические режимы исключают формирование правового государства.


Top