Отставка белозерова. Корпоративный спрут Якунина-Белозерова. Как живут сотрудники РЖД

Дмитрий Медведев назначил президентом РЖД замминистра транспорта Олега Белозерова, курировавшего автодороги. РБК разбирался в том, чем известен новый глава РЖД и чего от него ждут в правительстве и на рынке

Чтобы справиться с руководством РЖД, Олегу Белозерову придется набрать аппаратный вес не меньше, чем у Владимира Якунина (Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ)

Кандидат с дороги

О назначении новым главой РЖД первого замминистра транспорта Олега Белозерова объявил на встрече с Белозеровым премьер Дмитрий Медведев. Он сказал, что прежний глава РЖД Владимир Якунин написал заявление об отставке и передаст Белозерову полномочия уже в пятницу, 21 августа. Якунин в понедельник 17 августа стал одним из трех претендентов на пост сенатора от Калининградской области. Он имеет право претендовать на кресло в Совете Федерации, так как обладает дипломатическим статусом.

Новому президенту РЖД Олегу Белозерову 45 лет. В 1992 году он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Работал в «Ленэнерго», в 2000 году занял пост коммерческого директора компании. В компании он отвечал за закупки, рассказывает Андрей Лихачев, который тогда был генеральным директором регионального энергетического монополиста. «Мне он запомнился тем, что не пытался что-то выкрутить, украсть на закупках», — вспоминает Лихачев. По его словам, Белозеров ушел из «Ленэнерго» по собственному желанию в поисках новых карьерных возможностей. «Очень амбициозный, с большим кругозором», — характеризует его Лихачев.

После «Ленэнерго» Белозеров работал в аппарате полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, откуда в 2001 году перешел в «Ленинградское оптико-механическое объединение» (был заместителем директора по управлению имуществом). В 2002-2004 годах Белозеров работал гендиректором ОАО «Российская топливная компания» («Ростоппром») — государственной промышленно-сбытовой топливной компании, созданной на базе бывшего министерства топливной промышленности РСФСР.

В систему Минтранса Белозеров попал в 2004 году, когда стал заместителем руководителя, а к концу года руководителем Федерального дорожного агентства. В тот момент правительство начинало масштабную реформу дорожной отрасли, итогом которой стало появление первых платных дорог. В 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях», который позволял передавать федеральные автодороги в концессию частным компаниям. Источник РБК, участвовавший в те годы как консультант в подготовке концессионных конкурсов, говорит, что Белозеров оказался подходящим человеком для работы над проектами государственно-частного партнерства: он умеет одинаково хорошо находить общий язык с госорганами и бизнесом, и на совещаниях всегда мог спокойно «развести по углам» противостоящих друг другу участников.

В 2008 году Минтранс провел первые конкурсы на право получения дорожных концессий, а в 2009 году для создания сети платных автодорог была создана госкомпания «Автодор». В том же году Олег Белозеров пошел на повышение — он был назначен замминистра транспорта, и до нынешнего момента курировал в Минтрансе дорожную отрасль, в том числе такие громкие проекты, как строительство Керченского моста. В мае этого года Белозеров был повышен до первого замминистра, а в июне стал членом совета директоров РЖД.

Человек из обоймы

Белозеров давно находится в обойме и был кандидатом на крупные должности, говорит чиновник правительства. В министры транспорта его прочили еще в 2010 году, когда занимавший этот пост Игорь Левитин был одним из кандидатов на пост мэра Москвы после ухода Юрия Лужкова. Правительственный чиновник рассказывает, что Белозеров был одним из претендентов на должность министра транспорта и при формировании нынешнего кабинета, и сам чиновник был расстроен тем, что его не утвердили. Тем не менее собеседник РБК отмечает, что тогда Белозеров воспринял свое неназначение спокойно — «не стал обижаться», а продолжил «спокойно работать в команде» и в итоге «выиграл куда больше». По словам собеседника РБК, у Белозерова есть «прямой контакт» с первыми лицами и он в хороших отношениях со многими в правительстве. Другой человек, давно знакомый с Белозеровым, считает, что он справится с новой работой — «у него масштаб личности соответствует задаче».

Двое членов совета директоров РЖД (в начале июня этого года Белозеров вошел в совет директоров госкомпании) характеризуют Белозерова как человека «выдержанного и спокойного». Он «человек с достоинством и харизмой, решает вопросы «быстро и без суеты», — говорит один из собеседников. «Он всегда вел себя так, как традиционно ведут себя чиновники, представляющие интересы ведомств в советах директоров — они работают в рамках ограничений, на них наложенных. Наверное, без таких ограничений он был бы более эмоциональным», — говорит один из собеседников РБК.

Год как посол

Калининградская областная избирательная комиссия получила подтверждение наличия у Владимира Якунина, претендующего на должность сенатора, дипломатического ранга, сообщил врио главы региона Николай Цуканов. По его словам, Якунин получил статус посла в апреле прошлого года. «Насколько я знаю, сегодня в избирком поступил ответ на запрос о наличии у Владимира Якунина дипломатического статуса. Это выписка из указа президента от апреля 2014 года о назначении Якунина чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации. Все необходимые документы для выдвижения Якунина есть, они подтверждены. Уверен, никаких вопросов по этой ситуации больше быть не должно», — цитировало его РИА Новости.

По закону кандидатом в сенаторы может стать только гражданин, проживающий в соответствующем регионе в течение последних пяти лет. Исключения сделаны для тех, кто является членом парламента, работал в правоохранительных органах, состоял на дипломатической службе в ранге посла или был региональным чиновником.

Друг Ротенбергов

Правительственный чиновник и старый знакомый Белозерова отмечают, что новый президент РЖД находится в хороших отношениях с Аркадием и Борисом Ротенбергами. В то же время чиновник утверждает, что Белозеров не был замечен в лоббировании их интересов.

Косвенная связь с бизнесом братьев Ротенбергов у Белозерова действительно прослеживается. В 2009 году журнал Forbes писал, что предприниматели являются совладельцами компании «Ростоппром», которую Белозеров возглавлял в 2002-2004 годах. По данным издания, братьям с 2007 года принадлежало 25,01% компании — 6,19% в 2004 году купил принадлежащий Ротенбергам СМП Банк, а еще 18,82% в том же 2007 году принадлежали другой их компании — ЗАО «Русская холдинговая компания». Уже через два года оба пакета числились на балансе СМП Банка, писало издание. РБК вчера не удалось проверить информацию Forbes — в системе Интерфакс-СПАРК ранней отчетности «Ростоппрома» нет, а сайт компании, который работал еще днем 20 августа, к вечеру перестал открываться.

Представитель Ротенбергов, впрочем, сказал РБК, что пакет в «​Ростоппроме» им никогда не принадлежал и сейчас не принадлежит. Отношения братьев с Белозеровым он комментировать не стал.

Ротенберги участвуют в дорожных концессиях, которые курировал Белозеров. В 2010 году Аркадий Ротенберг стал совладельцем консорциума СЗКК, который строит первые 40 км платной дороги Москва — Санкт-Петербург. Его же «Мостотрест» позже получил в концессию еще два участка будущей платной трассы общей длиной 126 км. Еще один знакомый нового главы РЖД, участвовавший в подготовке дорожных конкурсов, выигранных братьями, подтверждает, что у них с Белозеровым «по старой памяти хорошие отношения», но уверен, что это никак не сказывалось на выборе победителей. Решения о передаче тому или иному частному собственнику таких крупных объектов принимаются не на уровне главы Росавтодора или замминистра, отмечает собеседник РБК.

Видео: РБК

Новые задачи

Дмитрий Медведев на встрече с Белозеровым 20 августа назвал основные, по его мнению, проблемы в работе РЖД. «Пассажирские перевозки. Здесь нареканий очень много», — сказал премьер. По его словам, «люди недовольны, когда маршруты отменяются». При этом Медведев признал, что, «с другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать, а не просто в убытке находиться, и иметь ресурсы для развития». Премьер пояснил, что Белозерову предстоит при участии правительства и региональных властей решить, как соединить эти два подхода. Также Медведев попросил нового главу РЖД уделить особое внимание бюджету и инвестициям компании. Он обратил внимание Белозерова «на сложные параметры нынешнего состояния экономики». В 2014 году чистый убыток РЖД по МСФО составил около 100 млрд руб., компания чаще других естественных монополий повышает тарифы и при этом докапитализируется за счет госсредств.

Один из членов совета директоров РЖД называет основной задачей Белозерова реализацию инвестпрограммы, и задача эта сложная: после начала кризиса программа была сильно порезана. «Он занимался дорожным строительством. И здесь — в компании — похожие процессы. Скорее всего, в РЖД он теперь обратит внимание на инфраструктурные вопросы. Он будет действовать в этой логике, — полагает собеседник РБК. — Хватит ли ему, как Якунину, аппаратного веса, для того чтобы лоббировать интересы компании на самом верху? Когда он занимался дорожным строительством, это ему удавалось», — говорит собеседник РБК.

Другой член совета директоров РЖД называет смену менеджмента «историческим шансом на преобразование компании. «Но здесь вопрос — какой мандат получил Белозеров от властей— на сохранение текущего статус-кво, на изменения в компании или мандат на лоббирование интересов других бизнес-структур. Не исключено, что третье», — говорит собеседник РБК. Но это не исключает положительных изменений для компании.

Топ-менеджеры двух крупных железнодорожных перевозчиков и одного поставщика РЖД говорят, что Белозеров никак не взаимодействовал с железнодорожными операторами, и в отрасли он абсолютный новичок. Впрочем, глубоко разбираться в железнодорожной специфике руководителю РЖД не обязательно, для этого у него есть набор профессиональных заместителей, говорят собеседники РЖД. Самое главное — это осуществлять политические функции и иметь политический вес для лоббирования вопросов тарифов, бюджетных дотаций и больших инвестиционных проектов, считают двое менеджеров. «Якунин тоже пришел в РЖД из Минтранса с позиции замминистра», — отмечает один из источников, добавляя, что это достаточно весомая позиция, для того чтобы нарастить связи, необходимые для руководства РЖД.

Знакомый Белозерова отмечает, что некоторое отношение к железным дорогам в Минтрансе он все же имел — так, в последнее время он курировал инвестиционную составляющую проекта строительства высокоскоростных железных дорог (ВСМ).

По мнению гендиректора исследовательской компании «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, основная задача нового руководителя РЖД — превратить монополию из неуклюжей дотационной структуры в настоящую прибыльную компанию: «В последние два года правления Якунина РЖД стали превращаться в то, из чего они вышли — в Министерство путей сообщения с бюджетными дотациями и сложной непрозрачной структурой. Сломать эту тенденцию — вызов для молодого руководителя». Если РЖД станут прозрачнее и инвестиционно привлекательнее, можно будет говорить и о следующем этапе — сотрудничестве с частным капиталом в разных видах, например в сфере локомотивной тяги, резюмирует Бурмистров.

Главой ОАО "Российские железные дороги" вместо Владимира Якунина, который якобы год назад стал послом и теперь может быть избран сенатором от Калининградской области, назначен первый замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, слова которого приводит "Интерфакс".

"Мною принято решение назначить вас руководителем акционерного общества "Российские железные дороги" с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта Российской Федерации", - сказал Медведев. Он дал Белозерову указание сразу же приступать к исполнению обязанностей.

Премьер напомнил, что Белозеров в последние годы стал компетентным специалистом в сфере транспорта, он давно занимается автомобильными дорогами, а став первым заместителем министра транспорта,
стал заниматься и железными дорогами.

- "Коммерсант": ранг посла Якунину присвоили еще в 2014 году

"Завтра все приемы-передачи обязанностей будут исполнены. Я думаю, что вице-премьер Аркадий Дворкович, как председатель совета директоров компании РЖД, вас представит", - добавил Медведев. Он указал, что деятельность РЖД в сфере пассажирских перевозок вызывает много замечаний. Напомним, ранее из-за долгов регионов перед компаниями-перевозчиками часть электричек в нескольких областях РФ была отменена. Их вернули только после разгромной критики президента Владимира Путина.

Карьера Белозерова началась в Санкт-Петербурге

Уроженец Латвийской ССР Белозеров учился в Санкт-Петербурге. Он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов в 1992 году по специальности "экономист". Затем с 1998 по 2000 год работал в ОАО "Ленэнерго": сначала заместителем коммерческого директора, потом коммерческим директором, начальником департамента по материально-техническому снабжению и транспорту.

У него уже есть опыт управления предприятием: с 2002 по 2004 год Белозеров был гендиректором ОАО "Российская топливная компания". Сейчас ему 45 лет.

В июле 2004 года Белозеров перешел в Федеральное дорожное агентство РФ, став его замруководителя, в ноябре возглавил ведомство. В 2009 году назначен заместителем министра транспорта РФ, и в 2007-ом, исполняя эту должность, обещал россиянам ровные дороги без ям.

В мае 2015 года занял пост первого замглавы Минтранса, следует из его биографии, размещенной на сайте ведомства.

Как сообщалось, врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов, участвующий в выборной кампании на должность руководителя региона, выдвинул кандидатом в Совет Федерации теперь уже бывшего главу РЖД Владимира Якунина. Якунин согласился покинуть РЖД и зарегистрировался кандидатом в члены Совета Федерации.

В прессе предполагают, что Якунина решено было сместить из-за того, что он неэффективно управлял госкорпорацией. Такого мнения, как следует из обзора портала InoPressa, придерживаются обозреватели Bloomberg. Кандидат в губернаторы Калининградской области от "Справедливой России" Павел Федоров назвал предполагаемый уход Якунина в Совет Федерации "почетной пенсией", цитирует его слова "Калининград.ру".

Шесть лет назад СМИ сообщали о списке резервистов, которые могут быть назначены на ответственные посты в ходе кадровых перестановок. Белозерова в их числе не было. Зато был, к слову, судимый ныне Леонид Меламед.

Одна из «дочек» компании «Роснефть», Рязанский НПЗ (АО «РНПК»), подала иск в суд на госмонополию «Российские железные дороги» (РЖД). Дело касается ЧП еще трехлетней давности.

Тогда доставленные на завод цистерны с топливом вдруг сдвинулись с места, потеряв тормоза, и врезались в один из терминалов с ГСМ. В результате произошел взрыв, а потом несколько дней пылал пожар. Как отмечали еще тогда эксперты, да и сами работники РЖД, авария стала логическим следствием построенной за многие годы системы в управлении железными дорогами. Ведь аварии и даже катастрофы в компании происходят с пугающей регулярностью.

Начало этой системе, основанной на полном отсутствие дисциплины и порядка, а также повальной коррупции положил ее многолетний руководитель Владимир Якунин. В его бытность и случилась авария с пожаром на Рязанском НПЗ.

«Дальнейшее же его [Якунина] пребывание на этом месте становилось уже опасным для него самого - компания настолько неэффективна и погружена в коррупционные схемы, что рано или поздно это бы закончилось плачевно», - говорили о тогдашнем начальнике в кулуарах федеральной власти.

Сейчас Якунина уже на РЖД нет. Пришел новый вроде бы энергичный руководитель Олег Белозеров. Что-то изменилось? Как поговаривают эксперты, стало не только не лучше, а еще хуже. Что сделал для начала Белозеров? Повысил жалование топ-менеджерам, не забыв и себя любимого. В среднем годовой доход господина начальника РЖД превышает 80 миллионов рублей. Если брать зарплаты его ближайшего окружения, то их рост составил более 14 процентов, а общая смета на зарплаты приблизилась к полутора миллиардам рублей!

«Скажи мне, кто твой друг…»

Участники железнодорожного рынка поговаривают, что миллиардер хочет приватизировать часть РЖД. Если это действительно так и есть, то глава РЖД вряли будет этому препятствовать. Ведь семейство Ротенбергов имеет колоссальный вес в Кремле, благодаря давней дружбе страшно сказать с кем…

Дружба Белозерова и Ротенбергов, главным образом, Аркадия развивалась стремительно и динамично. А, главное, на взаимовыгодных началах. Так, в позапрошлом году пенсионный фонд «Благосостояние», который принадлежит РЖД, стал мазоритажным акционером (более 35 процентов акций) строительной компании «Мостотрест». Продала этот пакет компания Marc O’Polo Investments Ltd. Это оффшор, который контролирует, как, собственно и «Мостотрест» Аркадий Ротенберг. Сумма сделки составила ни много, ни мало более 10 миллиардов рублей!

«Мутное» прошлое»

Своему карьерному взлету господин Белозеров обязан (кто бы в этом сомневался) питерскому прошлому. Он работал в «Ленэнерго» и сошелся с неким Кадкиным. Тот в свою очередь являлся совладельцем самого известного в стране клуба дзюдо «Явара-Нева». Управлял он клубом совместно как раз с Аркадием Ротенбергом, к которому на тренировку приходил Владимир Путин. Но Кадкина вскоре арестовали. Он подозревался в хищении почти 50 миллионов рублей, выделенных на ремонт тепловых сетей северной столицы.
Вместе с ним Белозеров в начале 1990-х владел петербургским ТОО «Кентавр», а также ОАО «Лагун».

Подчеркнем, что, работая в «Ленэнерго» с 1998 по 2000 годы, Белозеров одновременно входил в совет директоров и был миноритарным совладельцем (0,7%) петербургского Северо-Западного инвестиционно-финансового агентства, основным акционером которого (83,3%) было ОАО «Лагун». Бывшие работники этого агентства в своих резюме отмечали, что оно «эксклюзивно провело всю приватизацию предприятий Ленинградской области». Так вот, вспоминая дзюдо и Ротенберга, злые языки утверждают, что сделано все это Белозеровым было явно не без протекции друга Ротенберга и ее надежной «крыши» во властных структурах.

Вагоны двинем - бюджет «попилим»?

Как и предшественник Якунин, нынешний глава РЖД не стесняется глубоко залезать в карман государству. И это при том, что сам на каждом углу кричит, что его компания самоокупаемая и живет на счет собственных доходов. Какое там! Как «эффективно» работает руководство РЖД, выяснили активисты Общероссийского народного фронта. По их данным, только на закупку персональных автомобилей госкорпорация тратит до 40 миллионов рублей ежегодно. Кстати, тот же ОНФ составил на основании своих рейдов и проверок индекс расточительности государственных компаний. Так вот, по этому показателю РЖД занимает твердое, но вряд ли почетное, второе место. Только одна машина обошлась более чем в 8 миллионов!

Кто ездит на купленных авто? Явно не машинисты, проводники и стрелочники. Средняя зарплата этого слоя РЖД едва дотягивает до 20 тысяч рублей в месяц. А Больше и взять на увеличение неоткуда. Вспомните, какие жалования у Белозерова и топ-менеджеров. Во многом, из-за этого и происходят сбои на железнодорожных путях (какой нормальный специалист будет работать на такие гроши». И приходят в отрасль случайные люди, и забывают подложить под колеса вагонов «башмаки» (железнодорожные тормоза). И врезаются вагоны на полной скорости в самые опасные промышленные объекты. И происходят от этого взрывы и пожары. Может быть, после иска компании такого влиятельного в Кремле человека, как глава «Роснефти» Сечин, и для самого Белозерова вспыхнет «пожар»?

МОСКВА, 19 авг — РИА Новости/Прайм. Почти год назад Олег Белозеров был назначен президентом государственного ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), которое входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

Ранее этот пост более десяти лет занимал Владимир Якунин. Смена главы РЖД прошла достаточно быстро. Информация о планах Якунина покинуть РЖД появилась 17 августа прошлого года, а уже 20 августа премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что Якунин подал заявление об уходе, и президентом РЖД назначен Белозеров, занимавший до этого должность первого замминистра транспорта РФ.

"Это (ОАО "РЖД" - ред.), без всякого преувеличения, одна из составляющих всей российской экономики. На РЖД очень многое держится с точки зрения поддержания конкурентоспособности всей экономики страны", — говорил президент РФ Владимир Путин Белозерову на одной из первых после назначения встреч.

РИА Новости попробовали выяснить у профильных министерств, компаний и организаций, как изменилась ситуация в железнодорожной отрасли с приходом Белозерова на пост президента РЖД.

"Несмотря на то, что на посту президента РЖД Олег Валентинович Белозеров трудится всего только год, качественные изменения в работе железнодорожного транспорта России уже достаточно ощутимы. Во взаимодействии с Минтрансом России компания поддерживает стабильную работу железных дорог и предлагает новые, новаторские идеи для развития отрасли", — прокомментировал РИА Новости министр транспорта РФ Максим Соколов.

Рост прибыли и грузовые тарифы

По словам Соколова, благодаря грамотным управленческим решениям Белозерова по итогам первого полугодия 2016 года зафиксирован рост чистой прибыли компании в 1,5 раза, обеспечена безубыточность деятельности холдинга при минимальном росте тарифной нагрузки и впервые за долгий период взят курс на минимизацию финансовой поддержки со стороны государства.

Глава РЖД считает главным достижением выход компании на прибыль Компания продолжит вести работу над масштабными инфраструктурными проектами, такими как модернизация Восточного полигона, подходы к портам, развитие транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг".

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в первом полугодии 2016 года выросла на 56,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 28,6 миллиарда рублей, сообщалось в отчете компании. Что касается грузовых тарифов, то в 2016 году они проиндексированы на 9%, однако за счет применения тарифного коридора рост в целом по году не должен превысить 7,5%. Госсубсидии к индексации тарифа РЖД впервые за несколько лет не выделялись.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, одобренному правительством, тарифы на грузоперевозки в 2017 году планируется проиндексировать с января на 4,5%. Белозеров говорил в мае журналистам, что РЖД не будут просить субсидии к грузотарифу и на следующий год.

РЖД, продолжает Соколов, активно занимаются привлечением грузов на железную дорогу за счет предоставления бизнесу преференций в рамках тарифного коридора. В частности, РЖД отменили с начала 2016 года экспортную надбавку к тарифу на перевозку черных металлов.

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев положительно отзывался об этом решении. "То, что уже сейчас руководство РЖД начинает демонстрировать гибкость в отношении не какой-то отдельной компании, а целого класса товаров — это вызывает уважение, это правильная политика по возвращению грузов на железную дорогу", — говорил Артемьев.

Весной он сообщал РИА Новости, что новое руководство РЖД имеет большой кредит доверия. "В том числе, и с нашей стороны. Надо дать им возможности нормально работать. Потому что, если это будет успешная реформа, мы вообще никуда не полезем", — отмечал Артемьев.

Взаимодействие с участниками рынка

Исполнительный директор некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖТ), компании-участники которого в общей сложности контролируют около 70% всего парка подвижного состава РФ, Алексей Дружинин со своей стороны отмечает, что со стороны руководства РЖД видны усилия для улучшения взаимодействия с операторами.

РЖД интересуются участием в создании железной дороги в Словении РЖД интересуются участием в проекте по строительству железнодорожной ветки от порта в Словении в северные районы страны, рассказал РИА Новости министр транспорта РФ Максим Соколов.

По его словам, Белозеров регулярно проводит расширенные встречи с участниками рынка, а при Центре фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) сформированы совместные рабочие группы для решения оперативных вопросов деятельности железнодорожного транспорта.

"Мы с большим вниманием относимся к последним инициативам, предлагаемым руководством РЖД в части привлечения объемов перевозок грузов на железную дорогу. Считаем, что выдвинутые РЖД инициативы в области тарифного регулирования позволят создать условия для привлечения грузов на железнодорожный транспорт", — говорит Дружинин.

В целом, добавляет он, улучшился вагонооборот, и можно говорить, что управленческие решения, принимаемые РЖД, позволили улучшить эксплуатационную обстановку на сети.

Гендиректор НПК "Уралвагонзавод" Олег Сиенко считает, что Белозеров, как истинный профессионал, в кратчайшие сроки смог разобраться в ключевых проблемах, которые стояли между производителями и потребителями грузового подвижного состава.

"В итоге при его поддержке руководством страны были приняты решения, которые фактически спасли вагоностроение и стабилизировали отрасль, а главное - существенно повысили безопасность движения по железнодорожным путям", — сказал Сиенко РИА Новости.

Кроме того, добавил топ-менеджер, практически сразу началось восстановление и рост уровня перевозок, сократилось время доставки грузов. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта начала расти, особенно с учетом развития коридора Север-Юг.

Оптимизация расходов

Поезд провезет туристов из Москвы в Пекин в честь столетия Транссиба Тур продлится 14 дней – с 22 августа по 4 сентября. В ходе путешествия пассажиры поезда будут знакомиться с главными достопримечательностями городов, располагающихся вдоль Транссибирской магистрали.

Среди задач госкомпаний в последние годы значится оптимизация расходов. Белозеров в октябре прошлого года на встрече с Медведевым говорил, что "развитие возможно исключительно за счет оптимизации нашей деятельности". "Это отрадно слышать, потому что обычно говорят: мы уже все, что можно, выжали, мы уже все оптимизировали, и дальше возможностей для оптимизации нет", — отвечал на это Медведев.

Отмечал работу нового руководства РЖД в части сокращения издержек и министр финансов РФ Антон Силуанов.

"В РЖД пришло новое руководство, отчиталось, что сократило объем субсидий, которые идут из бюджета на деятельность этой компании. Правда, льготы зато получили налоговые примерно в объеме тех же самых субсидий. Во всяком случае, пришли новые люди и начали работать над теми проблемами, которые раньше не решались, и которые повышают эффективность этой компании, повышают ее капитализацию, повышают уровень инвестиций и сокращают издержки, что абсолютно правильно", — говорил Силуанов в марте текущего года.

Белозеров на селекторном совещании в августе текущего года подтверждал, что вектор развития компании направлен на повышение внутренней эффективности, усиление клиентоориентированности, системную работу с издержками и рациональное использование имеющихся ресурсов. По его словам, в первом квартале РЖД оптимизировали годовые расходы на 43,7 миллиарда рублей, а на данный момент еще на 9,3 миллиарда рублей. "Считаем, что это не предел", — цитировали РЖД президента компании.

Отмечает работу по оптимизации расходов и министр транспорта РФ. "В конце прошлого года значительно сокращены расходы по перевозочным видам деятельности (почти на 40 миллиардов рублей). В первом полугодии также наблюдается серьезная оптимизация расходов (на 53 миллиарда рублей). Успешно реализована задача по замещению государственных средств ФНБ рыночными заимствованиями в размере 40 миллиардов рублей", — перечисляет Соколов.

Внимание пассажирам

Одним из важных сегментов работы РЖД являются пассажирские перевозки. Белозеров в конце прошлого года сообщил, что 2016 год в РЖД объявлен Годом пассажира. Компания разработала специальный план из нескольких разделов. Среди них, в частности, оптимизация ценовых предложений на пассажирские перевозки, приобретение нового подвижного состава и т.д.

"Впервые за всю историю железных дорог самое внимательное участие уделено нашим пассажирам", — отмечает министр транспорта РФ Соколов.

По его словам, разработана комплексная программа по развитию сервисов, предоставлены скидки детям на летние каникулы, обновляется подвижной состав, на вокзалах заработал качественный Wi-Fi, внимательно рассматриваются жалобы пассажиров и принимаются меры.

Министр напомнил о росте пассажирооборота c начала года более чем на 3%, спроса на перевозки пассажиров скоростными поездами и поездки в двухэтажных поездах, увеличении перевозок в сообщении с курортами Северного Кавказа и Черноморского побережья, положительной динамике погрузки (почти 2% за семь месяцев) в непростых экономических условиях.

Уверенно развиваться

"В целом я считаю, что РЖД приобрели в лице Олега Валентиновича Белозерова ответственного руководителя, способного решать самый широкий спектр задач по развитию железнодорожного транспорта, поддерживать надежное функционирование отрасли, а главное — обеспечивать комфорт и качество перевозок для пассажиров", — считает Соколов.

Тариф РЖД на 2017 год свяжут с бюджетными проектировками и инвестпрограммой Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, одобренному правительством, тарифы на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки в 2017-2019 годах планируется проиндексировать с января на 4,5%, 4,5% и 4,2% соответственно.

"Будучи первым заместителем министра транспорта, Олег Валентинович обеспечивал устойчивое функционирование дорожного хозяйства, был моим надежным партнером, и я уверен в том, что его профессиональные знания и навыки, безусловно, принесут положительные результаты в важнейшей для России железнодорожной отрасли", — резюмирует Соколов.

"Можно однозначно сказать, что системный выверенный подход Олега Валентиновича к постановке задач и достижению целей показал, что и в кризисные для экономики времена железнодорожная отрасль может уверенно развиваться, а РЖД — показывать хорошие результаты деятельности компании", — соглашается с министром гендиректор УВЗ.

Спустя год после заступления Олега Белозерова на должность главы РЖД основные подрядчики у госмонополии остались те же: людей поменяли, а новые договориться между собой еще не успели

Отсутствие серьезного административного ресурса, за счет которого существовали РЖД с бывшим президентом Владимиром Якуниным, его наследник пытается компенсировать энергичностью и исполнительностью. С подачи правительства он заявляет об отказе от бюджетных компенсаций, изменении структуры управления, продолжении реформ.

15 июня исполняется ровно 300 дней, как подписан указ о назначении Олега Белозерова президентом РЖД. Что он успел сделать за это время и в какую сторону изменилась компания, попытался разобраться «Ко».

Кто отставил

Сосед Владимира Путина по бывшему кооперативу «Озеро» Владимир Якунин – харизматичный и амбициозный руководитель, обладавший сильным административным ресурсом благодаря дружбе с президентом России и склонявший голову только перед ним. Перед отставкой было видно, что он устал от напряженной работы и тянул эту лямку, можно сказать, по старой дружбе. Якунина просили еще поработать, потому что поменять его, в общем-то, было не на кого, – вот он и работал. РЖД – это не только многомиллиардные финансовые потоки, которые контролировались близким к Кремлю человеком, но и большая социальная нагрузка.

Для Якунина РЖД были тем, чем для Юрия Лужкова Москва – царской вотчиной с обслуживающим персоналом, королевскими апартаментами, личными поварами, шикарным автомобилем и даже персональным самолетом (практически все перелеты совершались из VIP-терминалов на арендованном компанией чартерном борту). Пусть он и не сильно разбирался в технологических тонкостях железных дорог, но так или иначе все держал под своим контролем. А РЖД работали благодаря его умению и возможностям добиваться все новых и новых многомиллиардных дотаций и компенсаций из бюджета. Подчиненные Якунина уважали, потому что опасались впасть в немилость. Впрочем, так было, когда РЖД еще были министерством, возглавлял которое Николай Аксененко, и многие чиновники, служившие еще в Министерстве путей сообщения, сейчас продолжают работать на высших должностях в РЖД.

«Погорел Владимир Якунин из-за своих амбиций, – рассказывает собеседник «Ко», вхожий в аппарат бывшего главы РЖД. – Он постоянно требовал повышения тарифов на перевозки или денег из бюджета на поддержание работы компании и новые проекты. Только модернизация БАМа и Транссиба оценивалась в 562 млрд руб. Пока средства у государства были, ему не отказывали. Но год назад ситуация изменилась, а Якунин продолжал шантажировать правительство, пытаясь убедить, что без дотаций компания не выживет. Его попросили обойтись внутренними резервами, поскольку РЖД стали проблемой для бюджета. Это единственная госкомпания, которая без субсидий была уже ни на что не способна. Якунин воспринял это как личное оскорбление и намекнул на отставку, хотя рассчитывал, что его оставят, да еще и денег, как всегда, дадут. Но на этот раз не получилось. Честь мундира не позволила отыграть ситуацию назад». Немаловажную роль в отставке сыграли интересы друзей Владимира Якунина и его сына Андрея, связанные с железнодорожной монополией. При этом представители других бизнес-групп к контрактам РЖД не подпускались. Якунин управлял госкомпанией, исходя из собственных соображений о том, что для нее хорошо и что плохо, не считался с интересами других влиятельных людей из окружения президента, чем нажил себе много недоброжелателей.

Объем многолетних контрактов, заключенных с РЖД компаниями, связанными с хорошими знакомыми Владимира Якунина, оценивается примерно в 360 млрд руб., а сумма активов, находящихся под управлением фонда его сына, с учетом привлеченных под них кредитов, может достигать $1 млрд.

Кто назначил

Кандидатура Олега Белозерова оказалась компромиссной – она устраивала и правительство, и хороших знакомых президента, давно интересующихся контрактами с РЖД. Речь идет об Аркадии Ротенберге, спарринг-партнере Владимира Путина по дзюдо. С Белозеровым он знаком еще с 1990-х по работе в Санкт-Петербурге. В 2011 г. Ротенберг потерпел поражение: подконтрольная ему компания «Трансстроймеханизация» не была допущена к конкурсу на строительство участка железнодорожной магистрали стоимостью почти 50 млрд руб. Контракт достался группе «Сумма» Зиявудина Магомедова.

Новый глава РЖД, так же, как и Владимир Якунин, – выходец из питерской плеяды чиновников, и говорят, что именно Аркадий Ротенберг продвигает его по карьерной лестнице. Утверждать это нельзя, но на протяжении многих лет Белозеров так или иначе пересекался с компаниями друга Путина. В начале 1990-х он активно занимался бизнесом – вместе с предпринимателем Андреем Кадкиным был совладельцем ТОО «Кентавр» и ОАО «Лагун», которые занимались реконструкцией тепломагистралей «Ленэнерго». Кадкин до 2013 г. был совладельцем 25% ООО «Спортивный клуб дзюдо «Явара-Нева» вместе с Аркадием Ротенбергом, но его фамилия стала известна благодаря другой истории – уголовному делу о хищении 48 млн руб. из денег, выделенных на ремонт сетей тепло- и водоснабжения Санкт-Петербурга. По версии Следственного департамента МВД РФ, общий ущерб «трубного дела», как окрестили его в Питере, составил более 3 млрд руб.

В середине 1990-х Белозеров работал в «Ленэнерго», затем был замдиректора ЛОМО, а в 2002 г. перебрался в Москву на должность генерального директора «Российской топливной компании» («Ростоппром»), занимавшейся поставками угля, торфа и нефтепродуктов. В 2004 г. 6,19% акций «Ростоппрома» купил принадлежащий «СМП банку» Аркадия Ротенберга Международный банк торгового сотрудничества.

В 2004 г. Белозеров возглавил Федеральное дорожное агентство, а выходец из «Северстальтранса» Игорь Левитин – Министерство транспорта РФ. Позднее у акционеров «Северстальтранса» и Аркадия Ротенберга появится совместный бизнес, одна из крупнейших компаний в инфраструктурном строительстве – «Мостотрест». Росавтодор стал для будущего начальника РЖД хорошей школой, где он смог если не проявить себя, то заявить о себе, как о потенциальном кандидате на более высокую позицию.

Так и получилось. В 2009 г. чиновника назначили заместителем министра транспорта. Он курировал весь финансовый блок (в том числе и ОАО «РЖД»), отвечал за саммит АТЭС, Универсиаду в Казани, присутствовал на всех министерских совещаниях. «За ним нет славы реформатора или суперэффективного менеджера, – говорит один из его знакомых по Министерству транспорта. – Ни в Росавтодоре, ни в Минтрансе он себя особенно не проявил – обычный чиновник, который старается выполнять, что ему поручат». По его словам, чиновник очень осторожен и редко выражает свою позицию. «В РЖД Белозеров попал из запасных кандидатур. Мало кто ожидал отставки Якунина, – рассказывает один из советников бывшего президента РЖД. – Предложение было сделано сначала Сергею Чемезову (глава «Ростеха»), затем Игорю Левитину. Но они отказались. Белозеров же утверждал, что справится с компанией, к тому же, подсуетились его покровители».

Большая чистка

Первое, с чего начал новый руководитель, – это кадровые ротации. В отставку был отправлен первый вице-президент РЖД Вадим Морозов, державший в руках все оперативное управление и отвечавший за общее руководство и координацию производственно-хозяйственной деятельности. В 2003–2004 гг. он работал министром путей сообщения, сменив на этой должности Геннадия Фадеева, а в должности первого вице-президента РЖД Морозов проработал 10 лет. Пока Владимир Якунин решал стратегические задачи и договаривался с чиновниками, Морозов занимался решением оперативных задач и даже курировал инвестиционную программу РЖД. Вместе с Морозовым из РЖД ушли несколько вице-президентов и главный бухгалтер Галина Крафт – еще один долгожитель монополии.

«Морозов был главным движителем в РЖД – маркетологом, аналитиком, технарем, – рассказывает один из бывших сотрудников центрального аппарата компании. – Он рассчитывал остаться, но отношения с новым руководителем не сложились. Он ушел обиженным, с понятными эмоциями, обрубив концы. Всем стало понятно, что кресла может лишиться каждый из-за личных отношений с Белозеровым. Поначалу образовалась оппозиция на уровне начальников региональных дорог».

Пока поменялись четыре начальника железных дорог. Бывший заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Анатолий Чабунин был назначен директором по внутреннему контролю и аудиту, а затем стал вице-президентом компании. Еще одним вице-президентом назначен бывший начальник Октябрьской железной дороги Олег Валинский. Старшим вице-президентом стал экс-гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев. Бывший посол России в Норвегии Вячеслав Павловский получил должность вице-президента по внешнеэкономической деятельности.

«Главная задача тех, кто приходит, – лояльность, а уже потом компетентность, – рассказывает собеседник «Ко», знакомый с кадровой политикой в РЖД. – Конечно, без внутренней перестройки не обойтись, но уходят прежде всего те, кто не сошелся характером с новым начальником, на первое место выходит личностный фактор, а не профессиональный». Проблема еще и в том, что у Белозерова нет своей сформированной команды. Не было ее ни в Росавтодоре, ни в Минтрансе. Несколько человек он привел из Министерства транспорта, но, как правило, на освобождающиеся позиции Белозеров берет тех, кого ему рекомендуют.

Здесь стоит отдать должное одному из кадровых назначений Белозерова. Его советником стал бывший министр путей сообщения и президент РЖД Геннадий Фадеев, до сих пор имеющий авторитет у топ-менеджеров железнодорожной монополии. Впрочем, не забыли и Вадима Морозова – его нынешняя должность советника, похоже, отнюдь не номинальная. «Около года о бывшем первом вице-президенте не было ничего слышно, но в последнее время он начал появляться на публике, выступать на официальных мероприятиях», – рассказывает один из сотрудников РЖД.

Победить подрядчиков

Работать с РЖД стало легче и проще, признают опрошенные «Ко» участники рынка, но системно коррупцию побороть не удалось. «Результатом кадровых перестановок стало нарушение устойчивых связей в системе, которые способствуют злоупотреблениям в финансово-хозяйственной сфере, – отмечает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Проще говоря, поменяли людей, а новые договориться между собой еще не успели. Это стандартная ситуация, и нельзя говорить, что в этом есть какая-то заслуга Белозерова. Системных мер противодействия коррупции мы не видели. Риски сохраняются».

Так же, как сохраняются и продолжают работать с РЖД подрядчики, близкие к Якунину. Так, например, на прошлой неделе ФАС не удалось оспорить контракт на 28 млрд руб. между РЖД и «ОСК 1520», являющейся исполнителем работ на БАМе и Транссибе. «ОСК 1520» принадлежит ООО «Группа компаний 1520», а она, в свою очередь, контролируется четырьмя российскими бизнесменами. Один из них – Алексей Крапивин, сын Андрея Крапивина, знакомого Владимира Якунина. Из документов панамской фирмы Mossack Fonseca следует, что Крапивин-младший контролирует еще и ПАО «Бамстроймеханизация» – крупнейшего подрядчика РЖД («Бамстроймеханизация» и связанная с ней одноименная управляющая компания суммарно получили 177,3 млрд руб. из 301,3 млрд руб., разыгранных в ходе тендеров на модернизацию БАМа и Транссиба в 2014 г.).

Продолжает сотрудничать с РЖД и корпорация «Р-индустрия» старого знакомого Владимира Якунина, петербургского бизнесмена Владимира Васильева. Она строит разъезды и пути на Свердловской железной дороге (подряды на 8,12 млрд руб. в 2014–2015 гг.). Крупным строительным подрядчиком монополии остается и УК «Трансюжстрой» Анатолия Антипова, бывшего партнера вице-президента РЖД по строительному комплексу Олега Тони. Его компания работает на БАМе и Транссибе, выполняя контракт по модернизации дороги стоимостью 62 млрд руб.

Чужие вокзалы

В борьбе со старой командой Белозерову удалось добиться пока действительно немногого. Впрочем, серьезным ударом для структур, связанных с бывшим президентом РЖД, стал отзыв 5 февраля 2016 г. лицензии у небольшого кептивного банка «Миллениум». Кредитное учреждение обслуживало часть финансовых потоков РЖД. Скорее всего, новая команда исключила «Миллениум» из финансовой системы монополии. На депозитах в нем держали свободные денежные средства «дочки» железнодорожной монополии, в частности, «Федеральная пассажирская компания». На момент отзыва лицензии собственниками банка были три «дочки» РЖД (ОАО «БЭТ», ОАО «ЖТК» и ОАО «ТД РЖД»), контролировавшие 35,1% банка, у ОАО «Бамтоннельстрой» было 35,08%, ОАО «Статос» принадлежало 16,96%, ОАО «РЖД – Развитие вокзалов» – 12,86%. Гендиректор и основной владелец ОАО «РЖД - Развитие вокзалов» (РЖД принадлежит лишь блокпакет в данной структуре) Сергей Пак. Совет директоров «Миллениума» возглавлял Олег Тони. В 2000-х членом совета директоров банка была супруга Владимира Якунина Наталья. Михаил Байдаков, кроме того что является акционером банка (через «Статос»), работал внештатным советником президента РЖД.

До «Миллениума» связанные с Владимиром Якуниным топ-менеджеры РЖД потеряли контроль над всеми вокзалами страны, за что отвечала отдельная структура монополии – Дирекция железнодорожных вокзалов, возглавляемая Сергеем Абрамовым. Это бывший премьер-министр Чечни, который после гибели Ахмата Кадырова несколько месяцев исполнял обязанности президента республики. Абрамов был аудитором и следил за расходованием бюджетных денег на подготовку Олимпиады в Сочи. В ноябре 2007 г. после ареста трех подчиненных Абрамова в Счетной палате по подозрению в получении взятки коллегия палаты выразила ему недоверие. В декабре 2007 г. Абрамов получил пост начальника филиала компании «РЖД – Дирекция железнодорожных вокзалов», где должен был централизовать и поставить под контроль монополии весь бизнес, стихийно работавший на ее территории.

Откуда такое доверие? Вероятно, дело в политических и бизнес-связях Сергея Абрамова и его супруги Аллы Калашник, которая через ряд структур была связана с банком «Миллениум». Вместе с Анной Козловой она владела ЗАО «Айс» – компанией-учредителем ЗАО «АРС» – организатора проекта бонусных карт «Вокзалы России». С другой стороны соучредителем АРС выступил банк «Миллениум». Об Анне Козловой известно немного, кроме того, что она учредитель и гендиректор некоторых фирм, в том числе связанных с IT и железнодорожным бизнесом. Но, по данным сервиса «Контур.Фокус», она же являлась генеральным директором ООО «НПО Энергия», соучредителем которого выступал двоюродный брат президента Игорь Путин.

К вокзальному бизнесу Сергей Абрамов привлек Сергея Пака, старого знакомого своей семьи. Пак и Калашник владели долями в компании «Интеграция связи», которая в 1990-х входила в холдинг «Телеком», строивший телекоммуникации для МГТС, «Комстара» и «Совинтела», а в 2009 г. они стали совладельцами ООО «Квадро проект». «Интеграция связи» начала заниматься железнодорожными проектами, а в 2009 г. в РЖД по инициативе Абрамова была создана компания «РЖД – Развитие вокзалов». Спустя два года «Система сервис», которой на данный момент владеет Сергей Пак (49%), выкупила у монополии 74,97% «РЖД – Развитие вокзалов». И сейчас эта компания контролирует почти 350 вокзалов страны, ею учреждено более 40 организаций, занимающихся сервисом, клинингом, проектированием производственных помещений, размещением арендаторов, сдачей помещений в аренду. Среди них, например, ООО «Питание на вокзалах» – совместное предприятие вместе с ресторатором Аркадием Новиковым, или «РЖД-такси-центр», оказывающий услуги по перевозке пассажиров на столичных вокзалах. Схемы, по которым работала «РЖД – Развитие вокзалов» описаны в справке, на них можно было неплохо заработать – оборот компании по итогам 2013 г. составил 1,2 млрд руб., в 2012 г. – около 850 млн руб.

После отставки Якунина монополия начала напрямую искать структуры, которые взяли бы на себя управление железнодорожными вокзалами. Первым партнером на Курском вокзале в прошлом году стала петербургская компания NAI Becar. А 16 октября 2015 г. РЖД подали в суд иск о признании своей «дочки» банкротом. Правда, до сих пор слушаний по этому делу не было. Сергей Абрамов был сначала переведен на позицию советника главы монополии, а затем ушел из РЖД в «Ростех».

Впрочем, сейчас Дирекцию железнодорожных вокзалов возглавляет не менее интересная личность – бывший глава ЗАО «Желдорипотека» и ОАО «Росжелдорпроект» Виталий Вотолевский. Уроженец Ленинграда успел поработать советником губернатора Санкт-Петербурга по вопросам инвестиций в строительство. Но любопытно, что он, как и Владимир Путин, и Владимир Якунин, имеет дачный участок в кооперативе «Озеро» под Санкт-Петербургом.

Без субсидий

Перед новым главой РЖД в августе прошлого года была поставлена задача сократить издержки и решить проблемы с пассажирскими перевозками. «Здесь нареканий очень много, люди недовольны, когда отменяют маршруты, но железная дорога должна получать за перевозки деньги», – говорил глава правительства Дмитрий Медведев, объявляя о назначении Белозерова.

На тот момент эксперты оценивали состояние РЖД как кризисное. Выручка от продажи билетов в пригородном сообщении покрывала не более половины затрат пассажирских компаний, им предоставлялись субсидии, но, несмотря на это, их убытки в 2014 г. достигли 6,4 млрд руб. Операционные расходы за 2014 г. по МСФО составили 1,75 трлн руб. Подготовленный финансовый план на 2016 г. с индексацией тарифа в 10% и бюджетными субсидиями в 40 млрд руб. требовалось менять.

Отказ от государственных субсидий на поддержание финансовой устойчивости и капитальный ремонт был запрограммирован в самом приходе нового руководителя. «Снижение нагрузки на бюджет и более жесткое управление издержками – это то, что от компании давно ждали, – говорит бывший вице-президент РЖД Анна Белова. – Компания начала меняться, хотя за 300 дней трудно говорить о каких-либо экономических изменениях, особенно со стороны».

Сможет ли монополия обойтись без ежегодных дотаций в 30–40 млрд руб.? Эти поступления предполагалось закрыть с помощью продажи 25% пакета акций «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и сокращения расходов на 45 млрд руб. в 2016 г. Так и произошло: в конце прошлого года РЖД выручили за ТМХ 162,4 млн евро. Но сделку нельзя назвать успешной. Пакет в 25% плюс 1 акция РЖД купили в 2007 г. за 9,2 млрд руб. (262,8 млн евро по средневзвешенному курсу на 2007 г.). Таким образом, монополия потеряла на этой инвестиции 100,4 млн евро, хотя в рублях и заработала 3,2 млрд из-за падения курса национальной валюты.

В прошлом году РЖД даже получили 300 млн руб. чистой прибыли впервые за несколько лет.

«Расходы по перевозочным видам деятельности были оптимизированы на 39,7 млрд руб., внедрен учет хеджирования, что позволило снизить убытки от падения курса рубля на 70 млрд руб., восстановлена из резерва задолженность Минздравсоцразвития – 10,9 млрд руб., проданы пакеты акций дочерних и зависимых обществ в объеме 19,3 млрд руб., а также предприняты меры по недопущению обесценения стоимости дочерних и зависимых обществ – 18,8 млрд рублей», – рассказали «Ко» в РЖД. В этом году планируется увеличить чистую прибыль в три раза.

За счет каких ресурсов это возможно? «Компанией разработаны предложения по оптимизации операционных расходов на 43,7 млрд рублей, или 3,2% к утвержденным плановым параметрам», – объяснили в РЖД. И в первую очередь за счет сокращения инвестиций. Как заявил сам Олег Белозеров, РЖД уменьшили инвестпрограмму на 2016 г. до 424,1 млрд руб. из-за сдвига сроков по ряду проектов по модернизации БАМа и Транссиба на 8,3 млрд руб. (на самом деле по сравнению с общим бюджетом стройки в 554 млрд руб. до 2019 г. сумма в 8 млрд руб. мизерна). Кроме того, РЖД рассчитывают в этом году получить более 14 млрд руб. от приватизации дочерних компаний, в частности, ВРК-3, БЭТ, ЦППК, Калужского завода «Ремпутьмаш», Московского механического завода «Красный путь». Еще один потенциальный источник доходов – выпуск дисконтных облигаций.

Решение РЖД по БАМу подтверждает тезис об исполнительности Белозерова. Недавно Счетная палата проверяла главную стройку железнодорожников и сделала весьма неутешительные выводы. Так, например, выяснилось, что значительная часть работ по заключенным контрактам была оплачена, но не выполнена. Часть контрактов была заключена на сумму, превышавшую стоимость работ по тендеру, а РЖД еще и авансировали подрядчикам работы, хотя это запрещено распоряжением самой монополии.

В 2014 г. 88 объектов, назначенных к модернизации, получали финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ). На конец прошлого года договоры были заключены на модернизацию только 72 объектов, но примерно на половине ничего не делалось. На некоторых даже не была утверждена проектная документация, а разрешения на строительство отсутствовали. Первые 50 млрд руб. из ФНБ РЖД получили в марте 2015 г. На 1 января 2016 г. израсходовано только 3,7 млрд руб. Зато удалось заработать на процентах. На счет РЖД в ВТБ было начислено 4,2 млрд руб.

Взять Казань

Государственной стройкой можно было раньше назвать и проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва–Казань, которую планировали сдать к чемпионату мира по футболу 2018 г. Таковой она не стала, хотя денег на нее потратят еще больше, чем было запланировано изначально. В 2014 г., когда должно было начаться строительство, объем инвестиций оценивался в 1,068 трлн руб. Но Минфин и Минэкономразвития отказались выделять субсидии из федерального бюджета и 150 млрд руб. из ФНБ. В мае 2015 г. Владимир Якунин и глава «Китайских железных дорог» Шэн Гуанцзу подписали меморандум, согласно которому Китай готов выделить на строительство ВСМ 104 млрд руб. в качестве вклада в уставный капитал совместной с российскими железнодорожниками компании и 250 млрд руб. кредита. Теперь проектные работы должны завершиться в 2016 г., а начало строительства запланировано на 2017 г. с окончанием в 2020-м.

Если бы проект начали реализовывать в 2014 г., то удорожания удалось бы избежать. А теперь первый вице-президент РЖД Александр Мишарин направил в Минтранс новые цифры: общие капитальные расходы на проект выросли на 131 млрд руб., до 1,19 трлн руб. В результате монополия просит больше денег из федерального бюджета на его реализацию – 643 млрд руб., а не 505, как два года назад. Увеличение стоимости проекта в РЖД объясняют инфляцией и колебаниями курса рубля.

ВСМ Москва–Казань эксперты считают бесперспективной. «Кроме китайцев, эта дорога никому не нужна, – говорит профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. – Когда экономика падает, перевозки падают пропорционально, но в РЖД этого не замечают. Компания ничуть не изменилась. Осталась такой же плохой, как и была». Еще в 2014 г. Минфин считал завышенным прогноз пассажиропотока в Казань и усомнился, что РЖД смогут вернуть средства ФНБ.

Слабость и сила

Слабость административного ресурса Олега Белозерова проявилась в конце прошлого года. На протяжении многих лет производители вагонной техники безуспешно боролись с Владимиром Якуниным за обновление подвижного состава, призывая железнодорожников не модернизировать старые вагоны и продлевать тем самым их ресурс практически до бесконечности, а закупать новую технику. В ноябре Уралвагонзавод (УВЗ) посетил Владимир Путин, там и было принято долгожданное решение – запретить с 1 января 2016 г. эксплуатацию вагонов с продленным сроком действия. По некоторым оценкам, под списание попало сразу 120 000 вагонов. Руководство УВЗ уже объявило об увеличении производства в 2016 г. до 14 000 вагонов, тогда как в прошлом году завод построил всего 3000 единиц. Это была явная лоббистская победа производителей над РЖД. И она была одержана всего спустя три месяца после отставки Владимира Якунина.

Проблем у РЖД много – так же, как и задач, которые требуется решить в какое-то разумное время. «Это и развитие Восточного полигона (БАМ, Транссиб, выход на Китай), «Северный широтный ход» (соединение Свердловской и Северной железных дорог), создание высокоскоростных магистралей и решение проблем пригородного сообщения, – перечисляет директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. – Но все упирается в деньги». По его мнению, транспорт – это бизнес, и любые социальные проблемы необходимо решать через бюджет, а не перекладывать эту ответственность на перевозчика. Россия крайне мало тратит на развитие инфраструктуры – чуть более 2% ВВП. Для сравнения: у развитых стран эта цифра оценивается примерно в 3%, а Китай тратит около 6%. Противоречие между интересами перевозчика и поддержанием инфраструктуры могут решаться только нетарифными способами – или бюджетными средствами, или частными. «Зашить инфраструктурную составляющую в тариф уже невозможно, – убежден эксперт. – Но здесь и возникают постоянные противоречия между самими чиновниками».

«Белозерова ценят за исполнительность: то, что ему скажут, он, не раздумывая, транслирует подчиненным, а те должны исполнять, – рассказывает «Ко» источник, близкий к Минтрансу. – Пока ничего критичного в РЖД не произошло, он будет находиться на своем посту, а дальше – в зависимости от того, как себя поведет и проявит». «Преимущество Белозерова в независимости от существующих кланов в структуре РЖД – он никому ничем не обязан, у него нет собственных бизнес-интересов, связанных с РЖД, – говорит представитель одного из операторов подвижного состава. – Значит, он свободен в действиях, и его поставили в роли чистильщика. При Якунине компания обросла фирмами-прилипалами, которые контролировали структуры, аффилированные с руководством РЖД. Их зачисткой и занимается новый руководитель».

Андрей Красавин


Top