Органы внешних сношений ссср. центральный аппарат министерства иностранных дел ссср. Министерство иностранных дел Центральный аппарат МИД

1946, 19 марта Преобразования в правительстве. Народный комиссариат переименован в Министерство иностранных дел.

1948 Образование в Восточной Европе зависимых от СССР политических режимов. В качестве послов в социалистические страны нередко направляли партийных деятелей.

1949, 4 марта Молотов освобожден от занимаемой должности «в связи с необходимостью сосредоточиться на руководстве Советом Министров СССР». Министром назначен прокурор Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954), «звезда» процессов 30-х гг., с 1940 г. зам. наркома иностранных дел.

1953, 7 марта Вышинский освобожден от должности «в связи с реорганизацией правительства» и направлен постоянным представителем СССР в ООН. Министром опять стал Молотов. Смещен с должности в день приезда президента в СССР Югославии Иосипа Броз Тито, с которым министр не желал устанавливать нормальных отношений, как и с Японией,Австрией и рядом др. стран.

1956, 1 июня По инициативе Хрущева МИД возглавил главный редактор «Правды» Дмитрий Трофимович Шепилов (1905-1995). На конференции по Суэцкому каналу министр игнорировал указание назвать политику Запада «открытым грабежом и разбоем». Решением февральского пленума 1957 г. получил повышение, став секретарем ЦК по идеологии. В октябре 1957 г. объявлен «примкнувшим» к группировке Молотова (которого не выносил), выведен из ЦК, в 1962 г. исключен из партии.

1957, 15 февраля Министр Андрей Андреевич Громыко (1909-1989), прозванный иностранной прессой «Господин Нет». Сторонник постоянного диалога и торга с США. С 1961 г. член ЦК КПСС, в 1973-1988 гг. член Политбюро. На пленуме 1968 г. добился разделения политики в отношении капиталистических стран: отныне МИД решал практические задачи и вел переговоры, а идеологической пропагандой занимался соответствующий отдел ЦК. Создатель договоров об ограничении ядерных испытаний и ПРО, и высшего достижения советской дипломатии – Заключительного акт СБСЕ в Хельсинки (1 августа 1975). Хельсинкский акт подтверждал существующие границы (в первую очередь советское руководство волновало признание границ ГДР) и «ограниченный суверенитет» союзников СССР по Варшавскому договору. Громыко сумел удержать руководство страны от воен. конфликта с Израилем в 1983 году, но не смог противодействовать вводу советских войск в Афганистан.

1985, 1 июля По инициативе М.С. Горбачева министром назначен его единомышленник Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе. Провел кадровую чистку МИД, борясь с семейностью и кумовством. Приверженец «открытой дипломатии», заключающейся в громко заявляемых односторонних уступках партнерам. Предполагалось, что партнеры в свою очередь из благородства пойдут на сравнимые по масштабу уступки, но при подписании договоров о разоружении и объединении Германии эти надежды не оправдались. Горбачеву не раз предлагали привлечь Шеварднадзе к уголовной ответственности за такую внешнюю политику. Хотя министр проводил линию президента СССР (вплоть до того, что в период антиалкогольной кампании запрещал подавать вина на приемах в советских посольствах), Горбачев не защищал его от нападок. Шеварднадзе подал в отставку на IV съезде Народных депутатов 20 декабря 1990 года.



1991, 16 января Министр – кадровый дипломат Александр Александрович Бессмертных. Подал в отставку после ГКЧП. Не поддержал путчистов, но и не выступил против них.

28 августа Министр Борис Дмитриевич Панкин, посол в Праге. Единственный посол СССР, открыто выступивший против ГКЧП. Став министром, убрал из аппарата МИД сотрудников разведки, работавших под видом дипломатов.

14 ноября МИД СССР из соображений экономии объединен с министерством внешнеэкономических связей, новое ведомство названо Министерство Внешних сношений (МВС).

В защиту Культуры

ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ МЦР Направлено: В.В. Путину Не допустите разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха! «Музею Рерихов нечем платить аренду, а Минкульт пытается отсудить коллекции» (ОТР, 18.05.2014) https://www.youtube.com/watch?v=RTv4ACQhUQc&list=PL8reKOYdZsrywUY6mXfkqvkPhPhwH9ss3 Пресс-конференция в Музее имени Н.К. Рериха (14.01.14) https://www.youtube.com/watch?v=Mb0bcELHhjk Обращение общественности к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой поддержать Музей им. Н.К. Рериха https://www.youtube.com/watch?v=enuStb6OygI&list=UUgSfl3MJunJqo-Eq9oj7TpQ Подписать петицию можно здесь: https://www.change.org/ru/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%BD%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D0%BD-%D0%BA-%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0 Официальный сайт Музея имени Н.К. Рериха: www.icr.su English | français | deutsch | español | italiano | latviešu | čeština | български | беларуская | 中文...

1. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

Наркомат по инделам РСФСР НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

Начал функционировать фактически лишь с ноября (середины - конца) 1917 г. из-за саботажа чиновников старого аппарата МИД России.

В течение ноября реорганизация аппарата НКИД была проведена Н.Г. Маркиным (1893-1918 гг.), матросом Балтфлота, членом РКП (б) с 1916 г., который как контролер НКИД взял на себя груз всей черновой работы по чистке и созданию режима нормальной работы НКИД, освободив Л.Д. Троцкого от этой трудной функции. Н. Г. Маркин провел и первое опубликование секретных (тайных) договоров царской России с Антантой.

Наряду с центральным аппаратом НКИД в Москве были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске, Ташкенте по поддержанию отношений с местными правительствами и зарубежными странами соответствующих регионов. Так, Петроград сносился с Финляндией и Эстонией, Архангельск - с Норвегией, Ташкент - с Бухарой, Хивой. В 1919 г. были открыты первые постпредства в Швейцарии и Германии, генконсульства в Берлине, Стокгольме, Вене, Иране, Афганистане, в 1920 г. в Турции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии были открыты полпредства и торгпредства.

Центральный аппарат НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

2. Заместитель наркома.

3. Секретариат НКИД.

4. Отделы НКИД по региональному признаку:

а) Отдел Запада (с 1921 г. - Политический отдел по делам Запада. В него входили страны Западной, Южной и Северной Европы, атакже все западные соседи СССР - лимитрофы Прибалтики и Польша);

б) Отдел Средней Европы (в него входили страны Центральной Европы - Германия, Австрия, Венгрия, Чехословакия);

в) Отдел нейтральных стран;

г) Румынский отдел;

д) Украинский отдел;

е) Отдел Востока.

5. Отделы по отраслям дипслужб:

а) Экономико-правовой отдел;

б) Отдел виз;

в) Отдел дипкурьеров;

г) Информационное бюро.

6. Временный отдел по особым проблемам:

Бюро по делам военнопленных.

7. Административно-хозяйственная часть;

а) Отдел личного состава;

б) Финансовый отдел;

в) Отдел денежных ссуд и переводов;

г) Хозяйственный отдел.

2. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (1923-1940 гг.)

Наркоминдел СССР

НКИД СССР

Был реорганизован из НКИД РСФСР 6 июля 1923 г. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.) (см. Вестник ЦИК, СНК и СТО.- 1923-1924. - № 10.-С, 299).

Центральный аппарат НКИД СССР (1923-1940 гг.)

1. Нарком (народный комиссар).

2. Два-три заместителя наркома.

3. Коллегия наркомата (10 чел., не более) (коллегия существовала до 1934 г., в 1934-1938 гг. была упразднена, в 1938 г. - возобновлена).

4. Секретариат.


Региональные отделы НКИД (по странам):

а) 1-й Западный отдел (Прибалтика, Скандинавия, Польша);

б) 2-й Западный отдел (Центральная Европа, Балканы);

в) 3-й Западный отдел (США, Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания и все испаноязычные страны Южной Америки);

г) 1-й Восточный отдел (Ближний и Средний Восток, Турция, Иран, Афганистан, Йемен, Неджд и др.);

д) 2-й Восточный отдел (Дальний Восток - Китай, Япония и др.).


Отделы по отраслям деятельности:

а) Отдел печати;

б) Правовой отдел;

в) Консульский отдел;

г) Протокольный отдел;

д) Экономическая часть (вопросы экономических отношений).


а) Отдел кадров;

б) Финансовый отдел;

в) Хозяйственный отдел (АХО);

г) Отдел по учету государственных имуществ;

д) Учебный отдел;

е) Литиздат НКИД. Существовал фактически с 1923 по 1934 г. Устав Литиздата НКИД был утвержден 18 мая 1927 г.


Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР.

Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией; Грузия - с Чехословакией.

Тем самым СССР еще до «эры признания» вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехословакией, Австрией, Италией, Ираном.

В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происходившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредственно граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой.

Первая реорганизация структуры центрального аппарата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в самостоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был «поднят» до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах.

Такое положение, т. е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным.

В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отношениях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппировка стран на международной арене, изменилось соотношение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой. Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела.

За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям.

Реорганизации НКИД были предприняты трижды в течение второй мировой войны в связи созначительными изменениями в международной обстановке: в 1939 г., в 1941 г. и в 1944 г. Суть этих реорганизаций состояла в переформировании Европейских отделов таким образом, чтобы они в каждый конкретный исторический момент отвечали по своему составу стран той реальности, которая складывалась на политической карте Европы. Последняя реорганизация 1944 г. учитывала те изменения на мировой арене, которые вытекали из разгрома гитлеровской Германии и из договоренностей СССР с союзниками по антифашистской коалиции. Учитывалось изменение роли малых стран в Европе, их региональное тяготение, что повлекло увеличение числа Европейских отделов.

Послевоенная организация Германии, предстоящее создание ООН, выход на международную арену национально-освободительных движений - все это нашло отражение в структуре МИД, который пришел на смену НКИД в 1946 г. и подготовка к реорганизации которого была начата в 1944 г. Одновременно 1 февраля 1944 г. был принят закон СССР о праве союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, В связи с этим в республиках были образованы национальные министерства иностранных дел, правда, носившие первое время несколько формальный характер. В первую очередь собственные МИД обрели Украина и Белоруссия, являвшиеся членами ООН, а также республики Закавказья - Грузия, Армения и Азербайджан.

В 1953 г. в МИД произошли новые изменения. Прежде всего началось укрупнение Европейских отделов, их общее число сократилось, и Европа как регион вообще с этих пор стала составлять более скромную часть внешнеполитических проблем МИД СССР. Новым моментом в структуре МИД стало расширение подразделений, занимающихся проблемами Америки (Северной и Южной), Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки (особенно с 1960 г.) и Дальнего Востока, а также возникновение проблемных оперативных отделов.

Результатом всего этого процесса стала новая структура МИД СССР, сложившаяся к 1955 г. и окончательно утвердившаяся после XX съезда КПСС. Она целиком отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало к 1956 г. Именно эта структура МИД сохранялась практически без существенных изменений в течение 30 лет - до 1986 г.

3. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (с середины 50-х гг., после XX съезда КПСС)

Центральный аппарат МИД

1. Министр иностранных дел.

2. Первые заместители министра (число их не фиксировалось заранее, назначались по обстановке и надобности), обычно не более двух-трех.

3. Заместители министра (в количестве пяти-семи).

4. Члены Коллегии МИД (от трех до шести человек).

5. Генеральный секретарь МИД.

В совокупности эти пять категорий должностных лиц МИД составляли Руководство МИД СССР.

Министр утверждается Верховным Советом СССР. Назначается и освобождается от должности по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР (объединенных палат, на пленарном заседании). Министр единолично отвечает за руководство министерством.

Коллегия назначается Советом Министров СССР, в ее состав входят министр, его первые заместители, заместители и несколько членов Коллегии, в том числе Генеральный секретарь. Коллегия - совещательный орган при министре. Если Коллегия не согласна с министром, то она (ее члены каждый отдельно) имеет право апеллировать в Совет Министров о своем несогласии. Но министр все равно осуществляет, проводит свое решение, одновременно сообщая Совету Министров, что Коллегия с этим его решением не согласна.

Вспомогательные и совещательные органы при Руководстве МИД:

советники при министре (число их в разное время различно, чаще всего шесть-семь из числа послов с большим стажем дипломатической работы);

Генеральный секретариат (основные функции: контроль, проверка исполнения во всем аппарате МИД, информация посольств и миссий СССР за рубежом по всем вопросам внутренней и внешней политики СССР, организация делопроизводства и всей внутренней оперативной работы МИД).

Оперативные дипломатические отделы МИД

1. Территориальные отделы (всего 12 отделов):

1) 5 европейских отделов:

а) 1-й Европейский;

б) 2-й Европейский;

в) 3-й Европейский;

г) 4-й Европейский;

д) 5-й Европейский.

2) Отдел Скандинавских стран (ОСС) - Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Вопросы, касающиеся Свальбарда (Шпицберген) и выполнения договора о демилитаризации Аландских островов. Вопросы, затрагивающие Полярный бассейн и Гренландию;

3) Отдел стран Америки (ОСА) - США и страны Латинской Америки: Центральной, Карибского бассейна и Южной;

4) Отдел стран Ближнего Востока (ОБВ);

5) Отдел стран Среднего Востока (ОСВ);

6) Отдел Юго-Восточной Азии (ОЮВА);

7) Отдел стран Африки (ОА);

8) Дальневосточный отдел (ДО).

2. Функциональные отделы (всего 6):

1) Консульское управление;

2) Протокольный отдел;

3) Отдел печати (все вопросы печати внешней ивнутренней в аспекте внешней политики);

4) Отдел международных организаций;

5) Отдел международных экономических организаций;

6) Договорно-правовой отдел.

Оперативные недипломатические отделы:

1) Управление кадров;

2) Отдел дипломатической связи (дилпочта);

3) Архивное управление (АУ), Комиссия по изданию дипломатических документов при АУ;

4) Центральная научная библиотека МИД (ЦНБ);

5) Управление учебными заведениями:

а) Высшая дипломатическая школа (ВДШ);

б) Московский государственный институт международных отношений (МГИМО);

в) Курсы иностранных языков - школа переводчиков;

г) Техкурсы (секретари, делопроизводители, машинистки).

Административно-хозяйственные отделы:

1) Управление делами;

2) Валютно-финансовое управление;

3) Управление по делам обслуживания дипломатического корпуса (УПДК).

4. МИД СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

В 1988-1989 гг.структура МИД претерпела резкие изменения: были созданы новые управления, отделы, подразделения. В результате к декабрю 1989 г. МИД имел следующую структуру, которая, однако, не продержалась неизменной и года (до декабря 1990 г.).

Руководство:

Министр, его первый заместитель и 11 заместителей - всего 13 чел. В состав руководства входит также Коллегия МИД, состоящая из предыдущих 13 человек, которые входят в нее по должности, и из 13 человек, как правило, начальников управлений (но далеко не всех) и начальников некоторых отделов. Поскольку член Коллегии - это не штатное, а престижное должностное поручение, то ни сама Коллегия, ни число ее членов, ни тем более указание на совмещаемые ими основные их должности в официальный перечень личного состава МИД не входят. Не каждый начальник управления и далеко не каждый заведующий отделам является членом Коллегии, а главное - не обязательно члены Коллегии должны представлять одни и те же подразделения МИД в любой данный момент. Назначение членом Коллегии зависит как от складывающейся международной конъюнктуры, от важности того или иного отдела или управления, так и от личных качеств того или иного руководителя управления (так, на 1 июля 1991 г. в состав Коллегии МИД входили (кроме министра и его заместителей):

1) начальник общего секретариата;

2) начальник управления стран Восточной Европы;

3) зав. 3-м европейским отделом;

4) начальник управления кадров;

5) начальник управления оценок и планирования;

6) начальник управления по работе с совпосольствами;

7) начальник управления информации;

8) начальник управления государственного протокола;

9) председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

10) руководитель научно-координационного центра;

11) ректор Дипломатической академии;

12) ректор МГИМО;

13) главный редактор журнала «Международная жизнь»).

В состав руководства входит также и постоянный представитель СССР в ООН. Как правило, начиная с середины 60-х годов это - один из заместителей министра иностранных дел, и он уже как таковой, по должности, входит в состав Коллегии. Таким образом, в целом руководство МИД - это коллектив в 26 человек.

К этому коллективу примыкают в качестве консультантов иисполнителей наиболее важных поручений руководства МИД и правительства СССР советники министра, число которых не всегда строго зафиксировано, но которое не превышает 10 человек, чаще всего - 8, а также послы по особым поручениям-10 человек, т. е. еще 18-20 человек с совещательным голосом при решении важных дел руководства. Эти почти полсотни человек и составляют мозг и сердце МИД СССР. Координирует и обеспечивает бесперебойность работы МИД:

Общий секретариат:

начальник;

2 заместителя;

заведующий приемной МИД

и штат технических сотрудников.

В состав главных оперативных дипломатических органов МИД входят:

3 Европейских отдела:

1-й Европейский (романские страны Южной Европы);

2-й Европейский (Скандинавские и нейтральные страны);

3-й Европейский (Германия, Австрия);

9 региональных управлений , построенных по страноведческому принципу:

Управление социалистических стран Европы;

Управление США и Канады;

Управление латиноамериканских стран;

Управление стран Ближнего Востока и Северной Африки;

Управление стран Среднего Востока;

Управление социалистических стран Азии;

Управление стран Южной Азии;

Управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии;

Управление стран Африки;

9 отраслевых управлений - по традиционным для МИД отраслям дипломатической службы:

Консульское управление;

Историко-дипломатическое управление (архивы МИД);

Международно-правовое управление (юридическое);

Управление информации {пресса, радио, ТВ);

Управление по культурным связям и Секретариат Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

Управление международных организаций;

Управление по работе с советскими посольствами;

Управление государственного протокола;

Управление международных экономических отношений.

Новым явлением в структуре МИД является расширение работы проблемных подразделений и создание в связи с этим проблемных отделов и управлений . Таковы 4 управления и 2 отдела:

Управление по проблемам ограничения вооружений и разоружения;

Управление оценок и планирования;

Управление по международному гуманитарному сотрудничеству н правам человека;

Управление по вопросам международного научно-технического сотрудничества;

Отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

Отдел по вопросам Движения неприсоединения.

Вновь были созданы также 2 отдела по связям МИД СССР с внутрисоюзными государственными структурами :

Отдел по связям с Верховным Советом СССР и межпарламентскому сотрудничеству;

Отдел по союзным республикам.

Значительно разрослись к приняли многообразные формы те подразделения МИД СССР , которые прежде занимались вопросами науки, учебных заведений, издательской деятельности и подготовки личного состава МИД :

Главное управление кадров и учебных заведений;

Научно-координационный центр;

Дипломатическая академия;

Московский государственный институт международных отношений;

Редакция журнала «Международная жизнь».

Преобразовались и вспомогательные традиционные подразделения :

Управление переводческого обеспечения и резерва международных организаций;

Отдел днпломатнческо-курьерской связи;

Отдел информатики и организации труда.

Бывшая АХЧ и административно-хозяйственные отделы также приняли более внушительный вид в связи с резким изменением объема и характера хозяйственных дел, которыми стал заниматься МИД:

Управление делами МИД;

Валютно-финансовое управление;

Управление капитального строительства и эксплуатации загранобъектов МИД СССР;

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР.


МИД СССР помимо своего центрального аппарата в Москве имеет традиционно также свои представительствав ряде городов СССР , перечень которых неоднократно менялся начиная с 1918 г. в зависимости от складывавшихся обстоятельств.

В 1990 г. МИД СССР имел представительства в следующих городах СССР:

1. В Санкт-Петербурге (традиционное, с 1918 г.)

2. В Батуми (открыто в послевоенные годы)

3. В Находке (традиционное)

4. В Одессе (традиционное)

5. В Сыктывкаре (Коми АССР) (открыто в 60-70-е гг. в связи с созданием в Коми АССР Болгарской лесозаготовительной концессии, фактически занимающей территорию всего обширного Удорского района, по площади равного Бельгии).

6. 18 нояб. 1991 г. МИД России открыл свое представительство в г. Биробиджане (Еврейская автономная республика). Представительству предоставлено право оформлять документы на выезд за рубеж и принимать иностранные делегации.


После событий 19-21 авг. 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в нояб. 1991 г. было решено создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 нояб. 1991 г. на заседании Госсовета СССР.

Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б. Д. Панкина «Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его радикальной реорганизации». В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управления, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, должны были быть упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в советских посольствах. Центральный аппарат МИД должен был быть сокращен «побольше 30 %» (компромиссная формулировка Б. Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - весьма сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но в то же время должен был быть дополнен представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысило бы трети.

Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР таким образом и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемниками стали первоначально три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникающих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган.

Таким образом, в декабре 1991 г. практически закончилась история существования центральных ведомств внешней политики в общесоюзном государстве.

С момента своего зарождения (1537 г.) и до дня своей «кончины» (1992 г.) единые централизованные органы управления внешней политикой государства в нашей стране просуществовали 455 лет, или немногим менее половины тысячелетия.

II. РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (1917-1991)

1. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

26.10.(8.11.)1917-13.3.1918 – Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович

9.4.1918-6.7.1923 – Чичерин Георгий Васильевич (нарком с 30.5.1918)

2. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

6.7.1923-25.7.1930 – Чичерин Георгий Васильевич

25.7.1930-4.5.1939 – Литвинов (Валлах) Максим Максимович

4.5.1936-15.3.1946 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

3. МИНИСТРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

15.3.1946-4.3.1949 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

4.3.1949-7.3.1953 – Вышинский Андрей Януарьевич

7.3.1953-24.12.1956(?) – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

2.6.1956-14.2.1957 – Шепилов Дмитрий Трофимович

15.2.1957-16.7.1985 – Громыко Андрей Андреевич

16.7.1985-20.12.1990 – Шеварнадзе Эдуард Амвросиевич

21.12.1990-15.1.1991 – в Правительстве СССР пост мининдел оставался вакантным

15.1.-23.8.1991 – Бессмертных Александр Александрович

с 28.8.1991 – Панкин Борис Дмитриевич

9.9.1991 – Коллегия МИД СССР объявляет о самороспуске.

Министерство Иностранных Дел

Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР – 1.3.1946 – Министерство Иностранных Дел СССР – 14.11.1991 – Министерство Внешних Сношений СССР

До 18.12.1991.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (на 1956 г.)

Народный комиссар иностранных дел СССР – Министры иностранных дел СССР – Министр внешних сношений СССР: Молотов В.М. 3.5.1939 – 4.3.1949, 5.3.1953 – 1.6.1956, Вышинский А.Я. 4.3.1949 – 5.3.1953, Шепилов Д.Т. 1.6.1956 – 15.2.1957, Громыко А.А. 15.2.1957 – 2.7.1985, одновременно 24.3.1983 – 2.7.1985 первый заместитель Председателя СМ СССР, Шеварднадзе Э.А. 2.7.1985 – 20.12.1990, 19.11 – 26.12.1991, Бессмертных А.А. 15.1 – 23.8.1991, Панкин Б.Д. 28.8 – 14.11.1991.

Первые заместители министра (число их не фиксировалось заранее, назначались по обстановке и надобности, обычно не более 1 – 3)

Заместители министра (5 – 7)

Коллегия (3 – 6)

Советники министра

Послы по особым поручениям

Помощники министра

Генеральный секретарь МИД

Генеральный секретариат МИД

Положение о деятельности МИД СССР утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.12.1947. Министр утверждается Верховным Советом СССР. Назначается и освобождается от должности по представлению Председателя СМ Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР (объединенных палат, на пленарном заседании). Министр единолично отвечает за руководство министерством.

ОПЕРАТИВНЫЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТДЕЛЫ

территориальные отделы

1-й Европейский отдел

2-й Европейский отдел

3-й Европейский отдел

4-й Европейский отдел

5-й Европейский отдел

Отдел Скандинавских стран (Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Вопросы, касающиеся Свальбарда (Шпицберген) и выполнения договора о демилитаризации Аландских островов. Вопросы, затрагивающие Полярный бассейн и Гренландию)

Отдел стран Америки (США и страны Латинской Америки: Центральной, Карибского бассейна и Южной)

Отдел стран Ближнего Востока

Отдел стран Среднего Востока

Отдел Юго-Восточной Азии

Дальневосточный Отдел

Отдел стран Африки

Функциональные отделы и управления

Консульское управление

Протокольный отдел

Отдел печати

Отдел международных организаций

Отдел международных экономических организаций

Договорно-правовой отдел

Оперативные недипломатические отделы

Управление кадров

Отдел дипломатической связи (диппочта)

Архивное управление

Комиссия по изданию дипломатических документов при Архивном Управлении

Центральная Научная Библиотека

Управление по планированию внешнеполитических мероприятий (УПВМ) создано 11.1965 – «мозговой центр» МИД

Управление Внешнеполитической Информации Создано на базе Комитета Информации при МИД

Управление учебными заведениями

учебные заведения

Высшая Дипломатическая Школа (ВДШ)

Московский Государственный Институт Международных Отношений (МГИМО, создан на базе Международного факультета МГУ 14.10.1944)

Курсы иностранных языков – школа переводчиков

Технические курсы (секретари, делопроизводители)

Административно-хозяйственные отделы и приданные подразделения

КОМИТЕТ ИНФОРМАЦИИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

КИ при МИД СССР был независимым учреждением. Согласно приказа: «Комитет информации не становится частью Министерства иностранных дел ни административно, ни финансово, ни организационно, оставаясь независимым учреждением. Комитет Информации является секретной организацией и финансируется из специальных фондов СМ СССР». В ведении КИ политическая, экономическая и научно-техническая разведка.

Председатели: зам Министра Зорин В.А. 29.1.1949 – 20.5.1952,1 -й зам Министра Громыко А.А. 1952 – 15.2.1958.

Управления

1 -е Управление (англо-американское)

2-е Управление (европейское)

3-е Управление (ближне – и дальневосточное)

4-е Управление (нелегальной разведки)

5-е Управление (разведывательной информации)

НТР (научно-техническая разведка)

«Д» (дезинформация)

Шифросвязи

Оперативной техники

Радиосвязи

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

(на 1990 г.)

В 1988 – 1989 гг. были созданы новые управления, отделы, подразделения. В 12.1989 – 12.1990 гг. МИД имел следующую организацию.

Состав Коллегии. На 1.7.1991 в нее входили: 1) министр; 2) первый заместитель министра; 3) – 13) заместители министра – 11 чел.; 14) начальник общего секретариата; 15) начальник управления стран Восточной Европы; 16) зав. 3-м европейским отделом; 17) начальник управления кадров; 18) начальник управления оценок и планирования; 19) начальник управления по работе с совпосольствами; 20) начальник управления информации; 21) начальник управления государственного протокола; 22) председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО; 23) руководитель научно-координационного центра; 24) ректор Дипломатической академии; 25) ректор МГИМО; 26) главный редактор журнала «Международная жизнь»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ

1-й европейский отдел (Италия, Франция, Испания, Португалия, Сан-Марино, Монако, Андорра, Бенилюкс)

2-й европейский отдел (Англия, Ирландия, скандинавские страны)

3-й европейский отдел (ФРГ, Австрия, Швейцария)

Региональные управления

Управление социалистических стран Европы

Управление США и Канады

Управление латиноамериканских стран

Управление Ближнего Востока и Северной Африки

Управление стран Среднего Востока

Управление социалистических стран Азии

Управление стран Южной Азии

Управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии

Управление стран Африки

Отраслевые управления

Консульское управление Историко-дипломатическое управление

Международно-правовое управление (юридическое)

Управление информации (связь с прессой, радио, ТВ)

Управление по культурным связям и Секретариат Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО

Управление международных организаций

Управление по работе с советскими посольствами

Управление государственного протокола

Управление международных экономических отношений

Новые проблемные управления

Управление по проблемам ограничения вооружений и разоружения

Управление оценок и планирования (создан на базе Управления по планированию внешнеполитических мероприятий)

Управление по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека

Управление по вопросам международного научно-технического сотрудничества

НОВЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ОТДЕЛЫ

Отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе

Отдел по вопросам Движения неприсоединения Отдел по союзным республикам

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ЗАНИМАВШИЕСЯ ВОПРОСАМИ НАУКИ, ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Главное управление кадров и учебных заведений

Научно-координационный центр

Институт по подготовке дипломатических и консульских работников при НКИД – с 1934 – 1939 – Высшая Дипломатическая школа – 1974 – Дипломатическая академия МИД СССР

Редакция журнала «Международная жизнь»

Московский государственный институт международных отношений

Вспомогательные подразделения

Управление переводческого обеспечения и резерва международных организаций

Отдел дипломатическо-курьерской связи Отдел информатики и организации труда

Административно-хозяйственная часть

Управление делами

Валютно-финансовое управление

Управление капстроительства и экспл. загранобъектов

Представительства (на 1990)

Представительство в Ленинграде – Санкт-Петербурге (с 1918)

Представительство в Батуми (открыто после войны)

Представительство в Находке

Представительство в Одессе

Представительство в Сыктывкаре (Коми АССР) (открыто в 1960 – 70-е гг. в связи с созданием Болгарской лесозаготовительной концессии)

Представительство МИД РСФСР в г. Биробиджане (Еврейская автономная обл.) с 18.11.1991

Подразделения при МИД

Межведомственная рабочая группа по борьбе с международным терроризмом

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Конец феминизма [Чем женщина отличается от человека] автора Никонов Александр Петрович

Министерство любви В тот день феминистки были особенно злы. В преддверии четвёртой Мировой конференции ООН по делам женщин (прошедшей в Пекине в 1995 году) они просто заходились от ярости. То есть были в своём обычном состоянии.Американские феминистки собрались накануне

Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Министерство финансов Помимо Секретной службы США, о которой уже шла речь, в составе Министерства финансов имеется Управление разведывательного обеспечения (Office of Intelligence Support). Оно было создано в 1977 году взамен действовавшего с 1961 года Управления национальной

Из книги Тайные общества XX века автора Боголюбов Николай

Министерство энергетики В Министерстве энергетики разведкой занимается Управление разведки и национальной безопасности (Office of Intelligence and National Security). Оно проводит анализ информации о деятельности России, Китая и других держав в области атомной энергетики, участвует в

Из книги Наша первая революция. Часть II автора Троцкий Лев Давидович

XVIII. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОКФЕЛЛЕРА (CRF) Иллюминаты сделали возможной Первую Мировую войну для того, чтобы в результате нее достичь мирового господства. Если бы оно наступило уже в итоге той войны, без всего последующего изложения можно было бы обойтись. После

Из книги В защиту науки №6 автора Кругляков Эдуард Павлович

Л. Троцкий. МИНИСТЕРСТВО ВИТТЕ 17-го октября покрытое кровью и проклятиями столетий царское правительство капитулировало перед стачечным восстанием рабочих масс. Никакие усилия реставрации не вычеркнут этого факта из истории. На священной короне царского абсолютизма

Из книги Деловые бумаги автора Пушкин Александр Сергеевич

Из книги Добродетели (ноябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

6. В Министерство иностранных дел. Май 1830 г. Москва. (Черновое) (1) Всепресветлейший, державнейший, великий государь император Николай Павлович, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший. Просит отставный коллежский секретарь Александр Сергеев сын Пушкин, о

Из книги Война против разума автора Бояринцев Владимир Иванович

11. В Министерство иностранных дел. Около (не позднее) 10 сентября 1832 г. Петербург. В Департамент хозяйственных и счетных дел. От состоящего в ведомстве Министерства иностранных дел титулярного советника Александра Пушкина. Прошение. По домашним моим обстоятельствам, имея

Из книги Чем женщина отличается от человека автора Никонов Александр Петрович

14. В Министерство иностранных дел. 11 августа 1833 г. Петербург. В Департамент хозяйственных и счетных дел. От состоящего в ведомстве Министерства иностранных дел титулярного советника Пушкина. Прошение. Его сиятельство г. генерал-адъютант граф Бенкендорф уведомил меня

Из книги Афера на выборах автора Смирнов Валерий Марксович

16. В Министерство иностранных дел. Около (не позднее) 4 августа 1834 г. Петербург. В Департамент хозяйственных и счетных дел. От титулярного советника в звании камер-юнкера Александра Пушкина Прошение. Имея необходимую надобность воспользоваться по домашним

Из книги Тайные общества и их могущество в ХХ веке автора Хельзинг Иан ван

19. В министерство иностранных дел. 2 мая 1835 г. Петербург. Всепресветлейший державнейший великий государь император Николай Павлович самодержец всероссийский государь всемилостивейший От служащего в Министерстве Иностранных дел титулярного советника в звании

Из книги автора

Учеба, работа, министерство. Москва Курсе на втором у нас в Иркутске стало просто некого слушать и не у кого учиться: профессор был на весь вуз один. И я решил с этих дел перевестись в Москву. Я к тому моменту находился на хорошем счету - был профоргом всего института, учился

Из книги автора

МИНИСТЕРСТВО ОБРЕЗАНИЯ НАУКИ Наука под предлогом «модернизации» оказалось на грани полного исчезновения, и в этом вина не только высшей власти страны, но и чиновников от науки. Вся деятельность Министерства образования и науки под руководством А.Фурсенко показывает,

Из книги автора

Министерство любви В тот день феминистки были особенно злы. В преддверии четвертой Мировой конференции ООН по делам женщин (прошедшей в Пекине в 1995 году) они просто заходились от ярости. То есть были в своем обычном состоянии.Американские феминистки собрались накануне

Из книги автора

2. МИНИСТЕРСТВО ВЫБОРОВ

Из книги автора

Глава 25 Министерство Иностранных Дел Рокфеллера (CFR) Иллюминаты сделали возможной Первую Мировую войну для того, чтобы в результате нее достичь мирового господства. Если бы оно наступило уже в итоге той войны, без всего последующего изложения можно было бы обойтись. После

Внешней политикой СССР заведовало отдельное ведомство. Официальная история специального ведомства по внешней политике началась 6 июля 1923 года. За время существования до распада СССР инстанция несколько раз переименовывалась, что не меняло сути ее задач.

Первый министр иностранных дел СССР

Возглавил наркомат Чичерин Георгий, который родился в 1872 году в Тамбовской губернии. Получил профильное дипломатическое образование. С 1898 года Чичерин работает в МИДе Российской империи. Профильная деятельность будущего советского дипломата - это создание сборника по истории министерства. Постепенно становится сторонником социалистических взглядов. С 1904 г. до революции жил за границей. Был членом социалистических партий государств После революции министр иностранных дел СССР возвращается из эмиграции, входит в активную политическую жизнь государства уже в период Гражданской войны. Официально возглавляет внешнеполитическое ведомство с 6 июля 1923 года до 21 июля 1930 года.

Вместе с тем реально дипломатическую работу Чичерин проводил еще до присвоения официального статуса. Переоценить заслугу Чичерина в урегулировании многих вопросов взаимоотношений Союза и Западных стран на Генуэзской и Лозаннской конференциях (1922 и 1923 годы), а также во время подписания Раппальского мирного договора очень сложно.

МИД СССР с 1930 года до образования ООН

Возглавлял ведомство по иностранным делам в самое сложное с политической точки зрения время (1930-1939 годы), потому что именно в этот период в СССР были массовые На посту министра выполнил несколько важных миссий:

  • Возобновление дипломатических отношений с США.
  • СССР приняли в Лигу Наций (прообраз ООН, организация существовала с 1918 по 1940 год фактически, а юридически до создания ООН). Был постоянным представителем государства в Лиге Наций.

Первый дипломат, который официально занимал должность (после всех переименований) "министр иностранных дел СССР", - это Вячеслав Молотов, возглавлявший ведомство с 3 мая 1939 года до 4 марта 1949 года. В истории остался как один из авторов Пакта Молотова-Риббентропа. Этот документ фактически поделил Европу на зоны влияния СССР и Германии. После подписания пакта преград начинать Вторую мировую войну у Гитлера больше не было.

С марта 1949 по 1953 год министерство возглавил Андрей Вышинский. Его роль во внешней политике СССР историкам еще предстоит оценить. После окончания войны принимал активное участие в Потсдамской конференции, в создании ООН. Активно отстаивал политические интересы СССР на внешней арене. Также не стоит забывать, что именно в эти годы была война в Корее, расколовшая эту страну на два государства: коммунистическое и капиталистическое. Безусловно, этому министру принадлежит большая роль в разжигании "холодной" войны между Союзом и США.

Единственный министр иностранных дел СССР, который вернулся на должность после смерти Сталина. Правда, работал министром он не так уж и долго - до известного ХХ съезда КПСС.

Андрей Громыко

Министры СССР зачастую работали в правительстве долго. Но ни один из них не смог продержаться на посту столько, как это удалось Андрею Андреевичу Громыко (с 1957 по 1985 год), профессиональному дипломату, к слову которого прислушивались многие западные лидеры. Про этого политика можно говорить много, потому что если бы не его последовательная взвешенная позиция по многим вопросам взаимоотношений с США, то "холодная война" спокойно могла перерасти в настоящую. Наиболее важным достижением министра считается заключение договора ОСВ-1.


Top