Новое в законе о торговле. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации Закон об оптовой торговле в рф

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
Глава 2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности
Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров
Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
Статья 12. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности
Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов
Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности
Глава 4. Меры по развитию торговой деятельности
Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности
Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
Статья 19. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности
Глава 5. Заключительные положения
Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 22. Заключительные положения

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей . Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) - вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля - скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля - продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект - место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект - ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект - мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть - комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары - съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров - услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля - деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

01 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), внесший существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности.

Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до 01 февраля 2010 г., должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (Консультант).

Сфера применения Закона

Закон распространяет свое действие не только на правоотношения между поставщиками и розничными сетями, но и на все предприятия, осуществляющие перепродажу товаров.

Преимущественно регулируя торговлю продовольственными товарами, Закон также распространяется на торговлю непродовольственными товарами.

Положения Закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

  • l внешнеторговой деятельности;
  • l торговли на товарных биржах;
  • l деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • l купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Методы государственного регулирования торговой деятельности

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1. Установления требований к ее организации и осуществлению.

Требования устанавливаются Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления. Закон закрепляет за каждым из субъектов определенный объем полномочий. Так, например, к полномочиям Правительства РФ относится утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. К полномочиям соответствующего органа государственной власти субъекта РФ относится установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ и проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара на территории субъекта.

  • 1. Антимонопольного регулирования, связанного в том числе с введенными Законом особыми антимонопольными правилами для торговли продовольственными товарами и антимонопольными требованиями к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.
  • 2. Информационного обеспечения.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов РФ.

1. Государственного контроля (надзора), в рамках которого контролируется соблюдение Закона и Федерального закона "О защите конкуренции".

Договор поставки продовольственных товаров

Закон изменил правоотношения сторон по заключению договора поставки продовольственных товаров и условия этого договора:

1. Стороны обязаны предоставлять информацию об условиях отбора контрагента и существенных условиях договора поставки путем размещения информации на своем сайте в сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

При этом ответственность за нарушение сторонами вышеуказанной обязанности на данный момент не установлена.

2. Допускается включение в цену договора поставки вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров (бонус за объем), но размер вознаграждения не может превышать 10 % от цены приобретенных товаров. Запрещается выплачивать вознаграждение при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Закон ввел жесткий запрет на иные виды вознаграждений и компенсаций розничным сетям (п. 6 ст.9).

  • 3. Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов питания сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов питания, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней. Оплата осуществляется при условии обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров, при их не предоставлении срок оплаты продлевается на период просрочки.
  • 4. Законом введен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий:
    • - на перемену лиц в договоре поставки путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;
    • - условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров, а также заключение договора поставки путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.
  • 5. Сторонам договора поставки продовольственных товаров запрещено:
    • - создавать дискриминационные условия, в том числе:

a) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

b) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

Навязывать контрагенту условия, в частности:

a) о запрете на заключение договоров поставки с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

b) об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

c) о предоставлении контрагенту сведений об аналогичных договорах, заключаемых с другими контрагентами;

d) о внесении поставщиком, платы за право поставок таких товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты ("плата за вход"), платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

e) о снижении поставщиком цены до минимального уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену конкурентов;

f) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на такие товары и возмещении затрат не связанных с исполнением договора поставки и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

g) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Кроме того Закон запрещает осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. По смыслу Закона поставщик и торговая сеть должны работать только на основании договора поставки, при этом не запрещается заключать отдельные договоры (в том числе на рекламу и продвижение товаров), если они не противоречат условиям Закона.

На данный момент ни Закон ни КоАП РФ не содержит норм об ответственности за включение вышеуказанных условий в договоры. По нашему мнению включение таких условий в договор поставки может быть рассмотрено, как злоупотребление доминирующим положением, и недобросовестные участники могут быть привлечены ФАС России к серьезной административной ответственности (в соответствии с действующей ст. 14.32. КоАП РФ "оборотный штраф", но не менее 100 тысяч рублей).

Ограничение приобретения и аренды дополнительных торговых площадей

Закон ограничивает доминирующее положение торговой сети 25 % рынка для продовольственных товаров.

Торговая сеть (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), доля которой превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, включая ФАС России.

Вышеуказанные ограничения применяются в отношении муниципальных районов и городских округов с 1 июля 2010 г.

Социально значимые продовольственные товары

Законом вводится право Правительства РФ устанавливать на срок до 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в случае роста их цен в течение 30 календарных дней на 30 и больше процентов. Перечень таких товаров и порядок установления предельно допустимых цен должен быть установлен Правительством РФ. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (Консультант).

Поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства

Закон устанавливает, что субъекты малого или среднего предпринимательства должны использовать не менее 60 % нестационарных торговых объектов.

Меры по развитию торговой деятельности

Глава 4 Закона полностью посвящена мерам по развитию торговой деятельности, среди которых можно выделить ключевые:

  • 1. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать региональные и муниципальные программы развития торговли.
  • 2. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия, предусматривающие: (a) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство торговой инфраструктуры для сельскохозяйственной продукции; (b) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; (с) стимулирование деловой активности в торговой деятельности путем организации и проведения выставок, ярмарок.
  • 3. Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того статья 15 Закона устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности запрещается:

  • · возложение на участников торговли обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров; Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (Консультант).
  • · понуждение хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, в дополнение к предусмотренным федеральными законами (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
  • · понуждение хозяйствующих субъектов продавать товары по ценам, определенным органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • · принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих установление запретов на перемещение или ограничение продажи отдельных видов товаров на территории субъекта РФ, ограничение выбора контрагентов для хозяйствующих субъектов и др.

Правовое регулирование отношений в области торго­вой деятельности осуществляется:

    Гражданским кодексом Российской Федерации;

    Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

    Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими фе­деральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    законами субъектов Российской Федерации, ины­ми нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Фе-1ерации» предусматривается регулирование двух групп отношений, возникающих в сфере торговли:

    отношения в связи с организацией торговой де­ятельности;

    отношения в связи с осуществлением торговой де­ятельности.

Организация торговой деятельности с использовани­ем стационарных торговых объектов как подготовитель­ный этап торгового процесса представляет собой комп­лекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних органи­заций, др.), подготовка их к эксплуатации (включая за­ключение соответствующих сервисных договоров), при­обретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов и т.д.), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений, пр.) и совершение иных дейс­твий по легализации своей деятельности (подача уведом­лений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности, др.), регистрация знака обслуживания или легализация ком­мерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, опре­деление режима работы, наём и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов и др. При организации торговой деятельности без исполь­зования торговых объектов или с использованием неста­ционарных торговых объектов состав указанных дейс­твий изменяется, появляются новые (в частности, при организации дистанционной торговли -- регистрация интернет-ресурса (для электронной торговли), подготов­ка носителей описаний товаров (регистрация, печать, заключение договора на оказание сервисных услуг и т.д.). С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера транс­формируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и дру­гие технологические и хозяйственные операции). Собственно осуществление торговой деятельности выражается в комплексе действий по приобретению и продаже товаров (определение условий соответствующих договоров, в том числе согласование их с контрагента­ми, заключение договоров и их исполнение с исполь­зованием имеющихся материальных (торговых объектов, торговых площадей, оборудования и инструментов, пр.), информационных (официальных сайтов в соответству­ющих информационно-телекоммуникационных сетях, пр.) и человеческих ресурсов).

Условно нормативный массив, регулирующий отно­шения в сфере торговли, можно разделить на следующие блоки:

1. Организация торговой деятельности. В этот блок входят нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности. В их чис­ле - Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие общеотраслевые федеральные законы «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей», «О страховых взносах в Пенси­онный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», «О госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов», «О развитии малого и среднего пред­принимательства в Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции», Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и др., и принятые в их исполнение норма­тивные правовые акты.

2. Осуществление торговой деятельности. Данный блок образуют нормативные акты, устанавливающие специальные требования к осуществлению торговой де­ятельности (требования к торговому процессу и его опе­рациям). Указанные требования преимущественно содер­жатся в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, принятых в развитие общеотрасле­вых федеральных законов, в первую очередь - Феде­рального закона «О техническом регулировании», уста­навливающего систему технического регулирования в Российской Федерации, основанную на технических регламентах. В числе технических регламентов, устанав­ливающих требования к реализации продукции (соверше­нию реализационных торгово-технологических операций):

Технический регламент на табачную продукцию;

Технический регламент на соковую продукцию из фрук­тов и овощей;

Технический регламент на молоко и молочную продук­цию.

В соответствии с нормами статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» обязательному применению подлежат установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и норматив­ными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе государственными стандартами на отдельные виды продукции, требования подлежат обяза­тельному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупрежде­ния действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Отдельную группу актов, устанавливающих требова­ния к осуществлению торговли в части ценообразования и заключения договоров купли-продажи, образуют Указ Президента РФ от 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования пен (тарифов)» и принятые в их развитие постановления Правительства РФ.

В числе актов новейшего законодательства, устанав­ливающего косвенные требования к реализации отде­льных видов товаров, следует назвать Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации», предус­матривающий требования обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров (в том числе сокра­щение оборота электрических ламп накаливания, запрет оборота товаров без информации о классе их энергети­ческой эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической доку­ментации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, др.).

3. Организация и осуществление торговой деятельнос­ ти. Этот блок наиболее обширен. Его основу составля­ют Указ Президента Российской Федерации 1992 года № 65 «О свободе торговли», Гражданский кодекс РФ и уже называвшийся Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», устанавливающие требования к органи­зации торговой деятельности и ее осуществлению.

Положения данных федеральных законов развиваются в серии постановлений Правительства РФ, образующих законодательство о защите прав потребителей («Об ут­верждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний», «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых тре­бования потребителя об их замене подлежат удовлетворе­нию в случае обнаружения в товарах существенных недо­статков», «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам», др.).

Следующий уровень образуют федеральные законы об обороте (обращении) отдельных видов товаров и принятые в их исполнение нормативные правовые акты, образую­щие законодательство об обороте (обращении) отдельных видов товаров, в частности федеральные законы:

- «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции»; «Об оружии»; «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

- «О наркотических средствах и психотропныхвеществах»;

    «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

    «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

    «Об ограничении курения табака»;

    «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

- «Об обращении лекарственных средств».

Одновременно требования к организации торговой деятельности (организации и использованию торговых объектов) и осуществлению торгового процесса (выпол­нению торгово-технологических операций) содержатся в Федеральных законах «О пожарной безопасности» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения» и в принятых в их развитие подзаконных нормативных правовых актах (Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах).

Требования к организации и осуществлению торговой деятельности предусматриваются актами антимонополь­ного законодательства, основу которого составляет Фе­деральный закон «О защите конкуренции».

Запреты и ограничения, предусматриваемые вышепе­речисленными актами, обеспечиваются нормами Кодек­са РФ об административных правонарушениях.

Статья 3 Феде­рального закона «Об основах государственного регулиро­вания торговой деятельности в Российской Федерации» подтвердила право субъектов Российской Федерации на региональное нормотворчество в сфере торговли пос­редством принятия законов субъектов Российской Феде­рации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Более того, Федеральным зако­ном «Об основах государственного регулирования торго­вой деятельности в Российской Федерации» за органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции закреплено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки и утверждения ор­ганами местного самоуправления схем размещения неста­ционарных торговых объектов (статья 10), порядок орга­низации ярмарок и продажи товаров на них (статья 11), порядок разработки региональных программ (статья 18), нормативы обеспеченности населения субъектов Российс­кой Федерации площадями торговых объектов (статья 19).

За органами местного самоуправления в соответ­ствии со статьей 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» признается право издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муници­пального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями Прави­тельства Российской Федерации, законами субъектов Рос­сийской Федерации. В частности, статьей 10 названного Федерального закона на органы местного самоуправления возложены полномочия по утверждению схем размеще­ния нестационарных торговых объектов.

1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ

    Определение от 31 января 2020 г. по делу № А41-3214/2019

    Арбитражного суда Московской области от 08.05.2019, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 24. 10 . 2019 по делу № А41-3214/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью «КОМБИ» (далее – общество), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету...

    Определение от 31 января 2020 г. по делу № А04-1069/2019

    Верховный Суд Российской Федерации

    Спорного земельного участка, в связи с чем, руководствуясь статьями 606, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Положением о порядке размещения и эксплуатации нестационарных объектов и передвижных...

    Определение от 27 января 2020 г. по делу № А79-1889/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Чувашской Республики - Чувашии от 04.04.2019, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09. 10 . 2019 по делу № А79-1889/2018, УСТАНОВИЛ: администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи...

    Определение от 24 января 2020 г. по делу № А79-1969/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Чувашской Республик – Чувашии от 22.04.2019, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14. 10 . 2019 по делу № А79-1969/2018 по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация) к открытому акционерному обществу «Чувашпечать» (далее – общество) об обязании освободить земельные участки...

    Апелляционное определение от 27 ноября 2019 г.

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Исключение, в этой связи, возможности осуществления предпринимательской деятельности. Как утверждала заявитель, оспариваемое положение решения Брянского городского Совета народных депутатов принято с нарушением части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». По мнению заявителя, исключение из схемы размещения нестационарных торговых...

    Решение от 20 сентября 2019 г. по делу № А62-2886/2019

    Арбитражный суд Смоленской области (АС Смоленской области)

    Ходе мероприятий проводились фотосьемка, визуальный осмотр, замер площади объекта. В соответствии с уведомлением от 26.09.2018 собственник был поставлен в известность о необходимости до 10 . 10 . 2018 года демонтировать самовольно размещенный объект движимого имущества, расположенный в городе Смоленске по ул. Автозаводская, в районе жилого дома №21. Согласно акту проверки уведомления о демонтаже...

    Постановление от 11 сентября 2019 г. по делу № А56-17248/2019

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    По доверенности от 01.11.2018; 2) Коенен Е. Ю., по доверенности от 26.12.2018; от третьего лица: Михайлова А. Р., по доверенности от 10 . 01.2019; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21186/2019) ООО "Аврора" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от...


Top