История счетной палаты российской федерации. Счетная палата: функции, структура, кадры Председателем счетной палаты рф является


Внутренний контроль
Аудит
Методы финансового контроля Направления финансового контроля Финансовый контроль по отраслям Ревизия и уголовный процесс Бухгалтерский учёт

Счётная палата Российской Федерации - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию . В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Статус

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Здание Счётной палаты. Москва, апрель 2008 г.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

Аудиторы Счётной палаты РФ

  • Агапцов Сергей Анатольевич
  • Бесхмельницын Михаил Иванович
  • Васильев Игорь Владимирович
  • Жданьков Александр Иванович
  • Катренко Владимир Семёнович
  • Мовчан Сергей Николаевич
  • Одинцов Михаил Викторович
  • Рябухин Сергей Николаевич

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Председатели

Министры Государственного Контроля РСФСР

  • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
  • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942 - 1954)
  • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 - 19 апреля 2000)
  • Степашин, Сергей Вадимович (с 19 апреля 2000 года)

Счётная палата — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации

Счётная палата: официальный сайт, председатель, аудиторы, отчет, контроль, заключение, деятельность, полномочия

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Счётная палата (Accounts Chamber) - это, определение

Счётная палата Российской Федерации - это парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации. Счётная Палата Российской Федерации создана на основании Конституции Российской Федерации 1993 года.

Счетная палата РФ - это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Счётная палата - это постоянно действующий орган финансового контроля, обладает статусом юридического лица и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Счетная палата Российской Федерации как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 101-103), Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" , другими нормативными актами Российской Федерации, и Регламентом Счетной палаты Российской Федерации.

Задачи Счётной палаты РФ

Задачами Счетной палаты РФ являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.


Контрольные полномочия Счетной палаты РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

На государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

На органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

Счетная палата осуществляет контроль за:

Управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.


Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих сферах контроля:

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;

Контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения - вне зависимости от видов и форм собственности, если они:

Получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

Используют федеральную собственность либо управляют ею;

Имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной, либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.

Важнейшей составной частью экспертно-аналитической деятельности является экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации, а также подготовка аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

Международная деятельность Счётной палаты РФ

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", принятого Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в 1995 году, «Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве».

Со дня создания Счетная палата Российской Федерации взяла курс на активное разновекторное развитие своего участия как в деятельности международных организаций высших органов финансового контроля (ВОФК), так и в рамках двусторонних международных связей с зарубежными ВОФК, исходя при этом из понимания того, что сотрудничество с международным аудиторским сообществом открывает доступ к передовому опыту аудиторской работы, позволяет знакомиться с международными стандартами финансового контроля и использовать их в своей работе с учетом национальной специфики.

В 1995 году Счетная палата вошла в состав Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) а в 1996 году стала членом Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ).

В своей деятельности Счетная палата руководствуется основными положениями и принципами функционирования высших органов государственного финансового контроля, изложенными в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), и Мексиканской декларации независимости, принятой XIX Конгрессом ИНТОСАИ.

Активно включившись в работу этих организаций, Счетная палата быстро завоевывала в них высокий авторитет, который является одной из составляющих международного престижа нашей страны в целом.

Важным этапом становления Счетной палаты в международном аудиторском сообществе явился V конгресс ЕВРОСАИ, состоявшийся в 2002 году в Москве. Все участники Конгресса признали высокий организационный и содержательный уровень этого мероприятия, в котором приняли участие свыше 50 зарубежных национальных делегаций и делегаций международных организаций.

В соответствии с Уставом ЕВРОСАИ Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин в течение трех последующих лет после проведения этого Конгресса был Президентом этой организации, с 2000 по 2008 год - членом Управляющего совета ЕВРОСАИ, что явилось уникальным для нас опытом в сфере наработки основ международной практической деятельности.

С 2007 года Председатель Счетной палаты Российской Федерации является членом Управляющего совета ИНТОСАИ, а с марта 2012 года – и членом Управляющего совета АЗОСАИ.

Значительную роль Счетная палата сыграла в успешном продвижении Резолюции 66-й Генеральной Ассамблеи ООН «Содействие повышению эффективности, подотчетности, результативности и прозрачности государственного управления путем укрепления ревизионных учреждений», принятой в декабре 2011 года. Эта Резолюция придает Лимской и Мексиканской декларациям статус документов ООН, что является важной вехой в признании со стороны мирового сообщества особой роли института высшего государственного финансового контроля в обеспечении надлежащего функционирования национальных экономик и управления государственными ресурсами.

Счетная палата является активным участником конференций по наиболее значимым проблемам государственного аудита, проводимых на регулярной основе в рамках двустороннего взаимодействия ЕВРОСАИ с другими региональными организациями ИНТОСАИ, такими как АЗОСАИ, АРАБОСАИ и ОЛАСЕФС.

В этой связи нельзя не отметить состоявшуюся в 2011 году в Стамбуле конференцию ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, на которой обсуждалась важная для всех ее участников тема обеспечения прозрачности и подотчетности в сфере управления государственными финансами. Следующая конференция ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, по инициативе СП РФ, состоится в 2014 году в Москве. Ожидается, что в ней примут участие более 200 представителей и руководителей ВОФК из 80 стран мира. Это будет знаковым событием как для мирового аудиторского сообщества, так и для Счетной палаты России на пути дальнейшего укрепления ее международного авторитета и позиций в международных организациях.

Большое значение Счетная палата придает многостороннему сотрудничеству на постсоветском пространстве.

В первую очередь это сотрудничество по линии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств, созданного в ноябре 2000 года по инициативе российской стороны. На базе Счетной палаты функционирует постоянно действующий Секретариат Совета, созданный в соответствии с решением VIII сессии этой организации, который обеспечивает всю текущую деятельность Совета как неформального форума единомышленников.

Растущее значение приобретает для нас взаимодействие ВОФК государств – участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Совместно с ВОФК Казахстана и Китая Счетная палата Российской Федерации выступила инициатором этого нового направления взаимодействия высших органов финансового контроля. На первой встрече руководителей ВОФК государств – участников ШОС, которая состоялась в Москве в 2010 году, были определены основные принципы, направления и задачи этого взаимодействия. По согласованию сторон функции координатора этого сотрудничества возложены на Счетную палату Российской Федерации.

Важное место в международной деятельности Счетной палатой занимает взаимодействие с ВОФК зарубежных стран на двусторонней основе, в рамках которого реализуются конкретные направления сотрудничества, имеющие целью взаимное обогащение опытом контрольной работы, проводятся конференции, тематические семинары, организуются взаимные стажировки.

Особое значение имеют двусторонние совместные и параллельные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, поскольку они часто касаются наиболее актуальных и проблемных аспектов международного торгово-экономического сотрудничества и затрагивают зоны общих интересов либо спорные вопросы межгосударственных отношений. Совместные выводы и предложения по результатам таких мероприятий помогают «расшивать» узкие места, сблизить позиции сотрудничающих стран, выходить на взаимовыгодные политические решения.

Всего в настоящее время Счетной палатой заключены с зарубежными ВОФК и выполняются 63 соглашения о двустороннем сотрудничестве.

В целом только в 2011 году Счетная палата Российской Федерации приняла участие в более чем 80 международных мероприятиях как в рамках многостороннего, так и двустороннего международного сотрудничества.

Необходимо также отметить, что значительное внимание при ознакомлении с зарубежным опытом уделяется вопросам участия высших органов финансового контроля в борьбе с коррупцией, аудита использования государственных средств, стратегического и проектного аудитов, в том числе аудита средств, выделяемых на финансирование крупномасштабных мероприятий, в частности, зимних Олимпийских игр Сочи – 2014.

Существенным доказательством высокого международного авторитета Счетной палаты Российской Федерации является и тот факт, что ее представители входят в состав Независимого аудиторского консультативного комитета ООН и Независимого аудиторского комитета Совета Европы.

Нельзя не отметить и общественную составляющую международной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, которая оказывает постоянною активную поддержку Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) как старейшей в России научной и благотворительной неправительственной международной общественной организации, уникальной по своему значению в истории национальной культуры, русского востоковедения и российско-ближневосточных отношений, основными целями которой является научное палестиноведение, гуманитарно-просветительское сотрудничество с народами стран библейского региона, а также содействие Русской православной церкви в ее духовном и миротворческом служении на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Экспертиза Счетной палаты РФ

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита; вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ; проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

запросов Президента РФ; поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы; запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства РФ; запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.


Статус Счётной палаты РФ

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.


Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.


Аппарат Счётной палаты РФ

Аппарат Счётной палаты Российской Федерации - орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое,финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты, заместителея Председателя Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты, руководителя Аппарата Счётной палаты и работников Аппарата Счётной палаты. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1069.

Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации

Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации

Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации

Административный департамент

Отдел по защите государственной тайны

Отдел режима и специальных работ

Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации

Департамент внешних связей

Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля

Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН

Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты

Отдел обеспечения работы Коллегии Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) - постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Гордеев Анатолий Николаевич

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Семенченко Валерий Павлович

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Столяров Николай Сергеевич

Направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации:

Административный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Кравченко Сергей Виталиевич

Департамент внешних связей Счетной палаты

Директор Департамента: Парузин Николай Владимирович

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счетной палаты

Директор Департамента: Галанюк Владимир Васильевич

Департамент информатизации Счетной палаты

Директор Департамента: Бескровный Владимир Игоревич

Сводный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Дубинкин Вадим Вадимович

Департамент правового обеспечения Счетной палаты

Директор Департамента: Емельянова Наталья Николаевна

Департамент информации Счетной палаты

Директор Департамента: Ужегов Алан Солтанбекович

Финансовый департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Филоненко Светлана Викторовна

Департамент обеспечения деятельности Счетной палаты

Директор Департамента: Мелимук Виталий Игоревич

Департамент кадров и государственной службы Счетной палаты

Директор Департамента: Кабанова Ольга Владимировна

Сотрудничество Счетной палаты с другими организациями

СП проводит большую работу по организации взаимодействия с органами государственной власти . Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти. Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации . Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь.

Двустороннее и многостороннее сотрудничество СП

В соответствии со ст. 32. ФЗ СП РФ и основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

В рамках двустороннего сотрудничества СП РФ за последние годы значительно активизировала свое сотрудничество с европейскими ВОФК через проведение совместных и параллельных проверок.

По линии многостороннего сотрудничества СП РФ является членом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольных органов (АЗОСАИ), Международного Консорциума по государственному финансовому управлению. На двусторонней основе активно развивается международное сотрудничество Счетной палаты с контрольно-ревизионными органами зарубежных стран.

В 2000 г. по инициативе СП РФ был создан Совет руководителей ВОФК государств - участников Содружества Независимых Государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины). Среди приоритетных направлений сотрудничества были выделены совместная разработка принципиально важных теоретических и практических вопросов государственного финансового контроля регионального характера, взаимный обмен идеями, опытом и информацией, проведение совместных и параллельных двусторонних и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий, содействие профессиональному обучению и повышению квалификации кадров.

Совместно с Европейской Счетной палатой СП РФ проводит использования российскими получателями грантов Программы технической помощи Евросоюза странам СНГ - ТАСИС, направленной на поддержку экономики и социального развития государств СНГ.

Издания СП РФ

В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с ноября 1997 г. Счетная палата стала издавать «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации». Бюллетень выпускается ежемесячно в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (статья 33).

Ответственный за выпуск - Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты С. М. Шахрай.

Счетная палата наряду с имеющимися инструментами финансового контроля активно внедряет новый вид государственного контроля - стратегический аудит , целью которого является оценка эффективности экономической политики в целом. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит в полной мере использовать социально значимые результаты деятельности СП в целях повышения эффективности управления общественными ресурсами.

Андреев А.Г., Никольский Д.В. Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты в условиях реформирования государства и экономики (1995-2000). Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/ru/about/controll/

О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты РФ. Веб-адрес документа.

Постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля (аудита) в Российской Федерации .

Действует на основе соответствующего Федерального закона Российской Федерации , который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный Народный Государственный Контроль, во главе с Народным Государственным Контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Структура и порядок формирования

Счётная палата Российской Федерации состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой Российской Федерации, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты Российской Федерации, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты Российской Федерации, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты Российской Федерации, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты Российской Федерации, утверждаемым её Коллегией.

Полномочия

Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:

  • за исполнением федерального бюджета ,
  • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
  • за использованием кредитных ресурсов,
  • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
  • за банковской системой (включая Банк России),
  • проводит ревизии и проверки,
  • проводит экспертизу и даёт заключения,
  • информирует палаты Федерального Собрания.

При осуществлении своих функций Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты Российской Федерации

Счётная палата Российской Федерации состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, остальные 6 аудиторов и Заместитель Председателя - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Счётной палаты Российской Федерации

  • Голикова Татьяна Алексеевна (назначена Госдумой)

Заместитель Председателя Счётной палаты Российской федерации

  • Чистова Вера Ергешевна (назначена Советом Федерации)

Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации

  • Агапцов Сергей Анатольевич (назначен Советом Федерации)
  • Богомолов Валерий Николаевич (назначен Госдумой)
  • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал (назначен Советом Федерации)
  • Жданьков Александр Иванович (назначен Госдумой)
  • Катренко Владимир Семёнович (назначен Госдумой)
  • Мануйлова Татьяна Николаевна (назначена Советом Федерации)
  • Мовчан Сергей Николаевич (2013-2015),
  • Блинова Татьяна Викторовна (с 2015) (назначены Советом Федерации)
  • Перчян Андрей Виленович (назначен Госдумой)
  • Росляк Юрий Витальевич (назначен Советом Федерации)
  • Рохмистров Максим Станиславович (назначен Госдумой)
  • Филипенко Александр Васильевич (назначен Советом Федерации)
  • Штогрин Сергей Иванович (назначен Госдумой)

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

  • Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)
    • Заместитель руководителя аппарата - Шипилева Елена Михайловна (с октября 2013 года)

Председатели

  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете Российской Федерации - Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации

  • Полунина, Мария Семеновна (9 марта 1992 - 16 ноября 1992 - исполняющая обязанности; 16 ноября 1992 - 24 декабря 1993)
  • Черноморд, Петр Васильевич (24 декабря 1993 - 17 января 1995)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • , .
    • Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел по защите государственной тайны
      • Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации
    • Департамент внешних связей
      • Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
      • Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
      • Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
    • Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел обеспечения работы Коллегии
      • Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты Российской федерации
      • Отдел контроля и электронного документооборота
      • Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел планирования и организации контрольных мероприятий
      • Общий отдел
    • Департамент информатизации
      • Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
      • Отдел развития и сопровождения информационных технологий
      • Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
      • Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
    • Сводный департамент
    • Правовой департамент
      • Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
      • Отдел правового обеспечения деятельности
      • Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
      • Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
    • Департамент информации
    • Финансовый департамент
      • Финансово-экономический отдел
      • Отдел бухгалтерского учёта и отчётности
    • Департамент управления делами
      • Отдел организационного и конкурсного обеспечения
      • Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
      • Отдел материально-технического обеспечения
    • Департамент кадров и государственной службы
      • Отдел по работе с персоналом
      • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
      • Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
    • Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения

В 1983 году окончил экономический факультет Ленинградского Государственного Университета.

С 1983 года по 1985 год - стажер-исследователь в Институте социально - экономических проблем Академии наук СССР.

С 1985 года по 1988 год - аспирант Института экономики АН СССР. Кандидат экономических наук.

С 1988 года научный сотрудник Института социально - экономических проблем АН СССР.

С октября 1990 года - заместитель председателя Комитета по экономической реформе исполкома Ленсовета. После ликвидации Комитета по экономической реформе перешел в Комитет по управлению Ленинградской зоны свободного предпринимательства.

С ноября 1991 по 1992 год - заместитель председателя Комитета по экономическому развитию.

С августа 1992 по 1993 год - председатель Главного финансового управления мэрии Санкт-Петербурга (впоследствии переименованного в Финансовый комитет).

С 1993 по июнь 1996 года - заместитель, первый заместитель мэра, член Правительства города, председатель Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга.

В августе 1996 года - Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальником Главного Контрольного управления Президента Российской Федерации.

В марте 1997 года Указом Президента Российской Федерации назначен первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

С января 1999 года - Первый заместитель председателя правления РАО «ЕЭС» России.

В июне 1999 года назначен Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

С мая 2000 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

С 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации назначен Министром финансов Российской Федерации.

С сентября 2007 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

Освобожден от занимаемой должности 26 сентября 2011 года указом №1251 Президента Российской Федерации.

С апреля 2012 года – председатель Комитета гражданских инициатив – сообщества профессионалов, способных предложить альтернативные решения стоящих пред страной проблем.

В апреле 2016 года возглавил Центр стратегических разработок, а также был назначен заместителем председателя Экономического совета при Президенте России

22 мая 2018 года по представлению Президента Российской Федерации был назначен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на должность Председателя Счетной палаты.

С ноября 2018 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей

В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования».

В сентябре 2018 года защитил докторскую диссертацию по теме "Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики".

Офицер запаса.

Женат, имеет сына и дочь.

Участие в работе образовательных и научных организаций

Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ и член Попечительского совета СПбГУ

Председатель Попечительского совета Института Гайдара

Член Попечительского совета Фонда Егора Гайдара

Председатель Попечительского совета Северного арктического федерального университета

Член Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге

Член Совета директоров Российской экономической школы

В 2004 году Алексей Кудрин был назван британским журналом «The Banker» министром финансов года, став победителем в двух категориях: «Мировой министр финансов года» и «Министр финансов года стран Европы».

В 2006 году британская газета «Emerging markets» назвала Алексея Кудрина лучшим министром финансов среди европейских стран с развивающимся рынком.

В 2010 году британский журнал «Euromoney» назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. По словам издателя журнала Падраика Фэллона, Кудрин был отмечен наградой в первую очередь за то, что «преодолев ощутимое политическое давление, добился создания Резервного фонда, который позволил России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидали эксперты».

Государственные награды

    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

    Орден Дружбы

    Почётная грамота Президента Российской Федерации

    Благодарности Президента Российской Федерации

    Медаль Столыпина П. А. I степени

    Почётная грамота Правительства Российской Федерации

    Благодарность Правительства Российской Федерации

    Медаль В. В. Леонтьева «За достижения в экономике»

    Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»


Top