Функции государственной и муниципальной службы. Функции государственной службы Основная функция государственной и муниципальной службы

Основные цели государственной службы
Политико-административные выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы; реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей; обеспечение благосостояния общества.
Социальные исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; выполнение публичных дел; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом
Экономические повышение эффективности государственного управления экономикой; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата
Правовые обеспечение соблюдения законодательства государства; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата
Организационные организационно-техническое обеспечение органов государственной власти профессионализация государственного аппарата совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы

К основным задачам государственной службы можно отнести:

· охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

· формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

· обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

· совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

· обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

· создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников

К основным общим функция государственной службы можно отнести:



· информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;

· прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

· планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы ‑­

· с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)

· организация – формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле – это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле – текущие указания руководящими государственными служащими;

· руководство – установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство – определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);

· координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

· контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;



· регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

Учет – фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д

7.Принципы государственной службы

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы.

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

8. Принцип профессионализма и компетентности - основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

8.Правовой статус государственного служащего

В соответствии со ст. 3 Федерального закона о государственной службе государственным служащим является гражданин РФ, ис­полняющий в порядке, установленном действующим законода­тельством, обязанности по государственной должности государ­ственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъ­екта РФ.

Его административно-правовой статус включает следующие со­ставляющие элементы: права; основные обязанности; ограничения; гарантии; поощрения; денежное содержание; пенсионное обеспечение; ответственность.

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должност­ные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы).

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

Принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

Ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

Получение информации и материалов, необходимых для ис­полнения служебных обязанностей;

Посещение для исполнения должностных обязанностей раз­личных объектов независимо от формы собственности;

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

Проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карье­ра), на увеличение денежного содержания, а также на переподго­товку и повышение квалификации. В соответствии со стажем го­сударственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной служ­бой, служащий может обратиться в соответствующие государст­венные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

Основные обязанности государственных служащих связаны с:

Соблюдением законности;

Обеспечением прав и законных интересов граждан;

Исполнением приказов, распоряжений и указаний руководи­телей (за исключением незаконных);

Соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

Своевременным рассмотрением обращений граждан и орга­низаций и принятием по ним решений;

Хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан еже­годно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообло­жения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

Заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме пе­дагогической, научной и иной творческой);

Быть депутатом любого представительного органа;

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Состоять членом органа управления коммерческой организа­ции;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непо­средственно подчинен или подконтролен ему;

Использовать в неслужебных целях государственное имуще­ство и служебную информацию;

Получать гонорары за публикации или выступления в каче­стве государственного служащего;

Получать от физических и юридических лиц подарки, денеж­ное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

Принимать участие в забастовках;

Использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных организаций.

Государственному служащему гарантируются: условия рабо­ты, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание (должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия работы и выслугу лет, премии); ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календар­ных дней); медицинское обслуживание (включая членов его семьи); пенсионное обеспечение; обязательное страхование и т.д. При переводе на другую должность его согласие обязательно.

Установлена система мер поощрения государственных служа­щих за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В числе таких мер: объявление благодарности, выдача премии, награжде­ние ценным подарком, присвоение почетных званий, государст­венные награды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенные на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к на­рушению прав и законных интересов граждан государственный служащий несет юридическую ответственность (дисциплинарную материальную).

9.Ограничения и гарантии на государственной службе

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

признание служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждение служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

прекращение гражданства РФ, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

наличие гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставление установленных Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

достижение возраста 65 лет – предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

10.Ответственность государственного служащего

за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. увольнение.

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.
4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
5. Государственный служащий несет предусмотренную законом ответственность за действия или бездействия ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Одной из серьезных проблем института государственной службы является определение цели и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы системы государственной службы легально определены и зафиксированы в законодательстве, то ее основные цели и задачи - нет. Поэтому «дерево целей» института государственной службы по-прежнему остается проблемным вопросом.

В научной литературе встречаются разные подходы к определению целей государственной службы. Наиболее часто встречаются уровневая и отраслевая классификации.

С уровневой точки зрения, основные цели государственной службы принято делить на: стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель государственной власти - служение интересам государства, а через него - интересам общества и народа. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его должностных лиц и органов - главная цель государственной службы. Кроме того, перед системой государственной службы политической властью, в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране, ставятся текущие и среднесрочные цели.

С отраслевой точки зрения все цели государственной службы подразделяются на: социальные, политико-административные, правовые, экономические, организационные (Таблица 2).

Таблица 2

Цели государственной службы

Политико-административные - обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов; - осуществление публичных дел; - разрешение общегосударственных задач управления; - практическая реализация функций государства; - создание условий для связи гос.аппарата с народом.
Экономические - осуществление от имени государства управления государственной собственностью; - финансирование затрат на государственную службу; - снижение издержек на содержание аппарата государственной власти; - государственная поддержка предпринимательства.
Правовые - контроль за соблюдением государственного законодательства; - обеспечение общества правовыми условиями для нормального функционирования государственного аппарата.
Организационные - приведение структуры аппарата государственной власти в соответствие с основными задачами государственной службы; - профессионализация гос.аппарата; - организационное и техническое обеспечение деятельности государственных органов.

Продолжение таблицы 2


Административно-политические цели института государственной службы направлены на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением института государственной службы как социального института. Так, органы государственной власти ставят перед собой цели выполнения требований государственной поддержки социальной сферы- здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед обществом, регулирования и предотвращения социальных конфликтов, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из главных целей в данной сфере является обеспечение социальных гарантий для служащих государственного аппарата и их семей.

Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом заключается важная связь ее культурного и социального компонентов. С помощью института государственной службы государство воспроизводит социальные ресурсы, обеспечивает целостность, стабильность, равновесие общественной системы, снижает социальную напряженность, повышает уровень и качество жизни населения, способствуя удовлетворению потребностей членов общества.

Экономические цели института государственной службы ориентированы на повышение эффективности государственного регулирования в экономической сфере, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.

Правовые цели государственной службы направлены на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности, на создание основных правовых условий для функционирования государственного аппарата. Реализация этих функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.

Выполнение организационных целей государственной службы способствует организационно-техническому обеспечению государственных органов, повышению уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, приведению структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, совершенствованию норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

Охрану конституционного строя , защиту прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития общества;

Формирование общественно-правовых условий для практического осуществления функций органов государственной власти;

Повышение эффективности работы государственных органов в соответствии с их компетенцией и совершенствование условий государственной службы, профессиональной деятельности служащих;

Создание и поддержание в органах государственной власти благоприятных межличностных отношений, обеспечивающих развитие положительных личных качеств государственных служащих.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти, имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью института государственной службы является практическая реализация функций государства, решение его задач, удовлетворение общественных интересов на основе принципов и положений, установленных законодательством, обеспечение благосостояния населения.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть её основное назначение. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства т.к. государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение государственными служащими своих обязанностей и компетенции органов государственной власти.

В зависимости от критериев анализа содержания и структуры института государственной службы существует несколько вариантов классификации основных функций.

В соответствии с первой классификацией, которая дается с точки зрения содержательной деятельности органов государственной власти, государственная служба выполняет следующие основные функции: управленческую, организационно-распорядительную, правовую, сервисную, социальную, экономическую, культурную, воспитательную.

В соответствии со второй классификацией, автором которой является В.Д. Граждан, выделяется три основных групп функций: информационная, организационная и технологическая. В организационную группу входят функции корпоративно-технологического и коммуникативно-компьютерного обеспечения. Информационная группа включает в себя функции: морально-правовую, познавательно-аналитическую, прогнозно-целевую, оценочно-экспертную, документационно-архивную. Такие функции как подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений относятся к технологической группе. Принятие государственных решений - это прерогатива государственной власти, а административных решений - государственной службы.

Третья классификация объединяет в себе функции государственной службы: правоприменительные функции, функции по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, а также функции по оказанию услуг органами государственной власти.

Четвертая классификация функций государственной службы рассматривается с точки зрения ее сущностных сторон. Эту классификацию дают представители юридической науки, которые выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института. В этой связи под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на: основные и специфические. Это является пятой классификацией.

К основным общим функциям государственной службы можно отнести:

Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти;

Прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, основных стандартов государственного управления;

Планирование - определение темпов, направлений, качественных и количественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.

Организация - упорядочение структуры государственных органов, штатов, персонала, процессов в системе государственного управления;

Координация - согласование деятельности государственных служащих для достижения общих целей и задач государственной службы;

Контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

Руководство - установление основных правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов.

Специфические функции государственной службы рассматриваются как организационное воздействие по целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где чаще всего объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности института государственной власти в жизни страны и общества.

Тверь – 2015 г.

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Старший преподаватель Вишнякова М.И.

Тема 1. Понятие Государственной службы и ее содержание

    Цели, задачи и функции государственной службы

    Система государственной и муниципальной службы

    Принципы государственной службы

Государство, как главный субъект управления, всегда имеет свои цели, задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются специально подготовленными для этого лицами – чиновниками (государственными служащими). От государственных служащих зависит работа государства.

    Понятие государственной службы, возникновения государственной службы

То, что мы называем «Государственная служба» во всех ведущих странах мира называется «общественной» (публичной). Термин «Государственная гражданская служба» в нашей стране стал употребляться только с 2009 года с принятием Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ, где она классифицировалась (согласно видам) на: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Практически (то, к чему мы привыкли) то, что в других странах является службой обществу, народу мы называем службой государству – вот такой перекос и не в нашу пользу, чревато последствиями, которые уже проявились – большой отрыв государственной службы от населения, от реальной действительности.

В зарубежных странах понятие государственной службы гораздо шире и включает в себя всех лиц, находящихся на службе в любых государственных органах и любых государственных учреждениях (врачи, учителя).

У нас понятие и суть сужены и включают в себя лишь чиновников (управленцев). Остальные – работники бюджетной сферы. Это недемократический подход. Слой чиновников это по существу тот же слой партийных работников. К слову и муниципальная служба тоже является негосударственной.

Одним из направлений деятельности человека является служба, суть которой в управлении.

Понятие «Служба» употребляется по-разному:

А) как вид деятельности человека (профессия);

Б) как институт (социальный, правовой, организационный, политический);

В) как система специальных органов государства, управленческих подходов;

Г) как духовная деятельность

Д) набор (инструментарий) технологий и механизмов.

Особым видом службы является государственная служба.

Государственная служба (ГС) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, и лиц, замещающих государственные должности.

Профессиональная, то есть предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации.

Служебная, так как есть еще государственно-политическая по непосредственному исполнению полномочий государственных органов лежит за пределами ГС.

Это деятельность государственно-значимого характера.

Главная составляющая ГС – сознательное служение человека государству и обществу.

Чувство служения высоко поднимает:

  • значимость труда;

    дает человеку самореализованность;

    чувство гордости за то, что делает важную работу.

Муниципальная служба (МС) – профессиональная служебная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

ГС не изобретение наших дней. Она имеет долгую историю.

Когда люди создавали сообщества, то неизменно возникало разделение труда и соответственно появлялись «должностные лица», осуществляющие власть. Возникла необходимость объединения этих лиц в группы (службы).

Высокоразвитой была система ГС в Древнем Риме (сенаторы, консулы, диктаторы, префекты, судьи, асессоры).

В Византии многослойнойность – базилевсы, эпанагоги, дуки, полемархи, архонты.

Развитие современной ГС европейского типа (относится и Россия) связано с возникновением территориальных государств, развитием государственного аппарата, введением денежной системы и налогов с населения. Служба нужна была для упорядочения деятельности, координации.

Создателем ГС в России был Петр I . Огромную роль в реформировании ГМС сыграли также Екатерина II, Алексей II, реформаторы Сперанский, Столыпин, Витте.

Кроме того:

Карамзин - История государства Российского - сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени;

Татищев – История Российская с самых древнейших времен.

Становление и развитие института ГС в постсоветской России (1993-2003 годы) шло в соответствии с Конституцией РФ 1993 года и Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Трактуют ГС как профессиональная деятельность.

2003 год. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ трактовал ГС как профессиональную служебную деятельность. Кроме того закон разделил ГС на: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

2004 год. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Муниципальная служба является негосударственной и ее деятельность регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (06 октября 2003 г.).

Существует определенная взаимосвязь ГС и МС:

    Единство основных квалификационных требований (стаж, образование, знание законов, общепрофессиональные знания) к должностям гражданской и муниципальной службы;

    Единство ограничений и обязательств при прохождении государственной и муниципальной службы;

    Единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации;

    Учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот;

    Соотношение основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;

    Соотношение условий государственного пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих.

Отличия:

    Регламентируются разными Федеральными законами: ГС – ФЗ №58 и №79, МС – ФЗ №25 и № 131;

    МС является негосударственной, так как органы МСУ не входят в систему органов государственной власти;

    МС финансируется за счет средств местного бюджета, Федеральная служба- Федерального бюджета, служба субъектов – бюджета субъекта.

Задачи МС связаны с обеспечением самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а ГС – обеспечением исполнения полномочий государственных органов.

    Цели, задачи и функции ГС

Одной из серьезных проблем ГС является определение целей, задач, функций ГС: понятие и принципы ГС России легально определены и зафиксированы в законодательстве, то цели, задачи и функции - нет.

В связи с этим «Дерево целей» ГС остается проблемным и дискуссионным.

    С уровневой точки зрения цели ГС делят на: стратегические, оперативные(среднесрочные) и текучие.

Главная стратегическая цель административной власти – служить интересам государства, общества и народа.

Среднесрочные цели: качественное обеспечение исполнения задач и функций ГС; повышение эффективности работы.

Текущие цели: оценка деятельности служащих (аттестация, квалификационный экзамен).

    С отраслевой точки зрения цели ГС делятся на: политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные.

Политико-административные цели: укрепление государства, исполнение функций государства, обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, создание условий взаимодействия государства и общества.

Социальные цели: поддержка социальной сферы в сфере образования, здравоохранения, социальных конфликтов, обеспечение занятости на рынке труда.

Экономические цели: повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, поддержка предпринимательства.

Правовые цели: претворение в жизнь законов, НПА органов государственной власти, обеспечение законотворческой деятельности, создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.

Организационные цели: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышение уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, приведение структуры и численности ГС в соответствие со стоящими задачами.

Функции ГС.

У нас отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций ГС.

Преобладает тенденция смешения функций государства и ГС, что не совсем оправдано.

ГС можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.

    Классификация с точки зрения содержательной деятельности государственных органов:

    Административная – подбор, отбор, расстановка, координация, согласование;

    Организационно-распорядительная – запреты, приказы, предписания;

    Правовая – НПА деятельности;

    Сервисная – оказание услуг;

    Социальная;

    Экономическая – управление финансами, государственной собственностью;

    Культурная ;

    Воспитательная – собственным примером, образец для подражания, гуманность, толерантность, ориентированность на население, антикоррупционные мероприятия.

    Классификация с точки зрения сущностных сторон:

    Как профессиональной деятельности – практическое осуществление государственного управления в сфере ответственности (прогнозирование, планирование, координация, мотивация, организация, профподготовка, соблюдение служебной дисциплины) ограничений и запретов;

    Как правового института – соблюдение законодательства, регулирование правового статуса служащих;

    Как социального института – реализация функций в интересах граждан/для граждан, оказание услуг населению;

    Как политического института – определение стратегии, направлений.

    Классификация с правовой точки зрения:

    Правоприменительная функция – реализация на деле Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъектов РФ. Данная функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей ГС и принятия актов управления об исполнении законов.

    Правотворческая функция – разработка и принятие нормативных правовых актов. ГС проявляет себя в такой сфере, как подготовка законов в Федеральном собрании и парламентах субъектов РФ (Законодательное собрание ТО).

    Правозащитная функция – обеспечение прав и свобод гражданина. ГС призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать правовую защиту личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях, предоставлять гражданам и организациям государственные услуги.

    Регулирующая функция (это ГРЭ) – разработка и реализация государственной политики во всех сферах жизни общества. Это и разработка целей, принципов, задач политики. ГС проявляет себя при подготовке программ государственной деятельности, принятии политических решений (приватизация, инвестиционная деятельность, реформирование).

Задача ГС - обеспечить согласование интересов различных социальных групп, обеспечить представительство всех социальных слоев общества (особенно тех, которые не определяют жизнь государства). Принятие мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам.

    Организационная функция – обеспечение практической реализации компетенции (полномочий, прав и обязанностей) государственных органов, их стабильного функционирования. ГС осуществляет координацию деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат (проведение координационных совещаний, конференций, заседаний, экспертиз, проверок).

    Классификация с точки зрения специфики деятельности:

    Общие функции ГС – осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной власти и власти субъектов РФ, формирование реестра государственных должностей, организация государственной службы, методическое руководство профессиональной подготовкой, анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти, контроль за деятельностью персонала государственной службы, координация деятельности по реализации целей, вытекающих из ФЗ и пр.

    Специфические общие функции ГС – охрана государственной границы, обеспечение обороноспособности страны, повышение народного благосостояния, социальная защита населения, государственное регулирования цен.

    Вспомогательные функции ГС предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных функций – делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение.

    Специальные функции ГС отражают особенности объекта государственной деятельности – изучение общественного мнения, специальный государственный надзор.

ГС – гарант внепартийности, бескорыстности, компетентности, надежности государственного аппарата.

Функции муниципальной службы (отличаются большей конкретикой) – практическая реализация правовых норм института МС:

    Разработка проекта местного бюджета, отчет о его исполнении, обеспечение местного бюджета;

    Разработка, организация социально-экономических программ развития территории;

    Разработка НПА по вопросам местного значения;

    Управление и распоряжение муниципальной собственностью;

    Руководство и управление МУП (муниципальные унитарные предприятия) и МУ (муниципальные учреждения);

    Осуществление полномочий, переданных органами государственной власти.

МС призвана защищать права и законные интересы МО и населения МО.

    Система ГС. Виды и уровни ГС

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" законодательно закреплено, что система ГС включает в себя два уровня (уровневая классификация): федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

В свою очередь Федеральная государственная гражданская служба подразделяется на:

    государственную гражданскую службу;

    военную службу;

    правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба субъекта РФ включает только государственную гражданскую службу.

Правовое регулирование и организация ФГГС находится в ведении РФ, правовое регулирование ГССФ – в совместном ведении РФ и субъекта РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ (НПБ в субъекте не должна противоречить ФЗ о ГС).

*Организация – организационная структура, штатное расписание, денежное содержание, дополнительные гарантии.

ГГС – вид ГС, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФЫ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

ФГС - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ;

ФГС осуществляет от имени государства ГС в масштабе всей страны.

Федеральные государственные должности разделяются на должности ФГГС, должности ПС и должности ВС. При этом в федеральном органе могут быть учреждены должности ГС различных видов (МВД, Таможенная служба).

ФГГС - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

ГГССФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

ВС - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Функция не управления, а обеспечение! (Министерство обороны, ФСБ, внутренние войска МВД).

ПС - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (Прокуратура, МВД, Министерство юстиции, Таможенная служба).

ФГГС. Согласно ветвям власти ФГГС классифицируется:

ФГГС законодательной власти предназначена для профессионального организационного, экспертного, информационно-аналитического, документального обеспечения законотворческого процесса (парламентская служба)

ГГС Совета Федерации - аппарат секретариатов Председателя СФ и его заместителей, Центральный аппарат, помощники членов СФ, Управление пресс-службы, правовое Управление, Управление делопроизводства, аналитическое Управление, Комитеты, Комиссии. Председатель его заместители и члены СФ – замещают государственные должности, но в состав ГС не входят.

ГГС Государственной Думы – работники Аппаратов, Управлений, штатные помощники депутатов. Депутаты и работники аппаратов не являются государственными служащими.

ФГГС исполнительной власти – обеспечение исполнительного процесса – Президент, Председатель Правительства, Министры не являются государственными служащими (они замещают государственные должности). Руководители Агентств и Служб тоже не входят в состав ГС.

ГС сосредоточена в Секретариатах, Управлениях, Отделах и Департаментах.

ФГГС судебной власти – Судьи всех судов и всех уровней не являются государственными служащими. Это лица, замещающие государственные должности РФ.

Только работники Аппаратов, Секретариат, Управлений, Отделов, референты, консультанты.

Принципы ГС

Под принципами ГС понимаются основные идеи, исходные положения ее строения, организации и функционирования, выдвинутые в результате научного обобщения практики ГС, с учетом международного опыта.

Принципы устанавливают основные правила административного управления. Они закладываются в основу формирования и дальнейшего развития ГС всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Принципы определяют правовое и организационное содержание.

Принципы – понятие субъективное. Они формируются законодателем (человеком) исходя из правового опыта и правовой культуры в стране.

Все принципы в совокупности органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание и формы осуществления ГС.

Все государственные органы обязаны проводить в жизнь эти принципы. Все государственные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе (при организации конкурса на ГГС, отборе, подборе, ротации, проведении аттестации).

Принципы построения и функционирования ГС:

    Принцип федерализма – конституционный принцип. Предполагает и обеспечивает единство системы ГС и разграничивает предмет ведения и полномочий между федеральной и региональной властями.

В России существуют 2 уровня ГС – ФГС и ГССФ. Они автономны и независимы друг от друга.

    Принцип федерализма предполагает наличие вертикали власти, которая должна обеспечить управление в стране и стабильное развитие.

Принцип федерализма предполагает так же единство системы исполнительной власти (РФ и субъектов РФ).

Рассматриваемый принцип пока не в полной мере реализован, что ведет к несогласованности действий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

    Принцип законности – является всеобщим – основанность на Конституции РФ, ФЗ, Законах субъектов РФ.

Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории страны, то есть все то, что разработано в субъектах не противоречит ФЗ и Конституции.

Предполагает наличие у государственных служащих правовых знаний и правовой культуры.

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – основополагающий либеральный принцип, закрепленный в международном праве: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей конституционной ценностью.

Государственный служащий обязан не только признавать, но и соблюдать принцип, защищать права и свободы. Государственные служащие должны служить народу.

Принцип предполагает активное вовлечение населения в государственное управление: непосредственно и опосредованно, осуществлять контроль за деятельностью государственного аппарата.

    Принцип равного доступа граждан в ГС – важная конституционная норма, подчеркивающая демократизм системы ГУ.

Никакой дискриминации, кроме законных ограничений (независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, причастности к общественным объединениям).

Нельзя толковать данный принцип расширительно: следует различать общие требования при поступлении на ГС и специальные требования (стаж, образование, навыки).

Равнодоступность в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Есть социальные ограничения, медицинские, не позволяющие гражданам состоять на ГС (иностранцы, несовершеннолетие (менее 18 лет), не владеющие государственным языком, недееспособные, имеющие серьезные заболевания). В связи с такими ограничениями граждане не вправе требовать у государства предъявления желанной должности.

Равный доступ предполагает ограничение бюрократии и коррупции.

Инструмент равнодоступности – конкурсный отбор.

    Принцип единства правовых и организационных основ ГС – единый подход к организации ГС (ФГС и ГССФ).

Правовой статус ГС, правовое положение служащих, регулирование прохождения ГС, ведение реестра должностей, управление ГС, формирование кадрового состава ГС.

    Принцип взаимосвязи ГС и МС.

Муниципальная служба – самостоятельная административная власть, максимально приближенная к населению, но она встроена в единую систему ГС в стране.

ГС и МС выполняют схожие социальные функции, поэтому должны взаимодействовать. Взаимосвязь обеспечивается посредством(ФЗ № 79):

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

    Принцип открытости:

    Гласность и прозрачность деятельности;

    Доступность общественному контролю;

    Информирование о деятельности государственных органов и государственных служащих;

    Сочетание гласности и конфиденциальности. ГС не должна превращаться в закрытый ящик, работающий только на и для себя;

Граждане вправе знать о структуре и содержании деятельности ГС, положении дел в административной ветви государственной власти, с вакансиях.

Реализуется по средствам деятельности Общественных приемных, Интернет-приемных, специалистов по связи с общественностью.

    Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

Данный принцип определяет качество и эффективность административной власти.

Как нами управляют, так мы и живем.

ГС - это служба, предполагающая высокую квалификацию, требующая высокого мастерства и компетентности.

Профессионализм – глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками (опыт).

Компетентность – знание предмета деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе.

Компетентность полномочий = способность к реализации полномочий.

    Принцип защиты служащих от неправомочного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность – новый принцип, ранее не зафиксирован. Легализовать его заставила практика ГС.

Принцип говорит о том, что государственные служащие находятся под защитой государства.

Никто, кроме уполномоченных законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Служащий может отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства.

    Принцип стабильности кадров.

Стабильность – постоянство государственно-служебных отношений. Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против необоснованных действий.

Их положение не должно зависеть от политической конъюнктуры.

Принцип ответственности служащих за их решения – добросовестное выполнение.

России.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

Охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

Формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

Обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

Совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

Обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

Создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

К специальным функциям государственной службы можно отнести:

разработку и введение нормативов численности материальных, финансовых и трудовых затрат органов государственной власти;

обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала органа;

выработки критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;

разработку нормативных правовых актов, которые определяют государственно-служебные отношения или другие правоотношения в органах государственной власти со специальным статусом.

Основными задачами муниципальной службы являются :

Обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

Защита прав и законных интересов муниципального образования.

Функции муниципальной службы:

· Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

· разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

· руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

· важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Понятие государственного служащего

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Правовой статус (правовое положение) государственных служащих – это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений. Правовой статус служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности.

Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Понятие муниципального служащего.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.

Требования к знаниям, умениям, навыкам государственных и

Муниципальных служащих.

Государственные служащие, исполняющие свои обязанности, должны иметь четкое представление о своей деятельности: ее социальную значимость; ее организованность; ее материально-техническую и информационную обеспеченность; определенную форму действий в аппарате; компетентность руководства государственной деятельностью. Совокупность этих представлений выступает как осознанная база социально необходимого способа деятельности.

Важной составляющей деятельности государственных управленцев является социальная ответственность.

Сердцевиной ее проблем являются личные ценности управленцев. Этическая поведение государственных служащих значительно влияет на доверие простых людей к действиям правительства и их социальной ответственности. Государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно ощущать себя представителем власти, иметь свой имидж, который базируется на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, интересы. Личные качества (темперамент, ответственность, дисциплинированность), биография, круг общения, ораторское искусство, внешний вид, мимика, стиль мышления - все это составляет понятие имиджа.

26. Система подготовки государственных и муниципальных служащих

в РФ. Проблемы и перспективы развития подготовки.

особенности профессиональной подготовки государственных служащих. Все имеющиеся формы обучения, можно разделить на две основных группы: на рабочем месте и вне рабочего места. Если используется какая-либо форма «вне рабочего места», то должны быть обязательно выполнены два условия

Планомерность «отрыва» и заблаговременность подготовки замены служащего;

Компенсационная основа замены, например, последовательное отвлечение служащего с взаимозаменяемостью или материальная компенсация повышенной нагрузки.

Известно несколько форм образования «на рабочем месте». Причем все эти формы должны рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл. К этим формам относятся:

Введение дополнительных, планомерных заданий и указаний, направленных на овладение новыми приемами работы под руководством и контролем наставника или куратора;

Смена рабочих мест (ротация) -- планомерное изменение на определенное время профессионального и социального окружения;

Передача ограниченной ответственности за выполнение определенных задач более высокого уровня иерархии: особенно подходит данная форма при предлагаемом служебном продвижении работника;

Выдача особых заданий, участие в работе проектных целевых групп;

Участие в работе совещаний, комиссий более высокого иерархического уровня;

Подготовка аналитических обзоров информационных источников по определенной проблеме.

«специальность».

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. С. используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Факультет, м. (нем. Fakultut от латин. facultas - возможность, способность). Отделение высшего учебного заведения, обнимающее науки, относящиеся к одной какой-н. отрасли знаний

Высшее учебное заведение - учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Виды высших учебных заведений

В настоящее время высшие учебные заведения в Российской Федерации подразделяются на три вида:

Университет - многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

Академия - готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).

Институт - занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Специальность (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 04. 03.2014 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Так же как и государственная гражданская служба, муниципальная служба ведет свою деятельность на основе принципов, которые установлены в федеральном и региональном законодательстве о муниципальных служащих.

Принципы муниципальной службы - это основные идеи, отображающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти.

Принципы муниципальной службы должны выражать сущность муниципальной службы, ее особенности; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих и закрепляют их в нормативно-правовых актах. Принципы муниципальной службы устанавливают закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они выражают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • 4) стабильность муниципальной службы;
  • 5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • 6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • 10) внепартийность муниципальной службы. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 04. 03.2014 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Рассмотрим подробно каждый их этих принципов:

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип закреплен в ст.2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Исходя из содержания ст.18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Из этого следует, что данный принцип имеет значение не только для муниципальной службы, но и для всей системы публичной службы Российской Федерации. Можно отметить, что принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты закреплен и в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" в качестве принципа построения и функционирования системы государственной службы (ст.3) и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" как принцип гражданской службы (ст.4).

Данный принцип находит выражение в отдельных статьях Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Так, в соответствии с п.3 ч.1 ст.12 закона муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

С учетом всего вышеизложенного при отборе кандидатов на должности муниципальной службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами муниципальные служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе. Этот принцип основывается на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления.

Ограничения права равного доступа к муниципальной службе могут устанавливаться только федеральным законом.

Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, требующая для своего осуществления специальных знаний и навыков. Осуществление принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих должен способствовать созданию стабильной и эффективной муниципальной службы, решающей вопросы местного значения, исходящих из интересов населения. Для осуществления этого принципа необходимы законодательно закрепленные квалификационные требования для лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы. Принцип профессионализма и компетентности служащих устанавливает содержание и функционирование системы государственной службы.

Принцип стабильности муниципальной службы. Данный принцип означает сведению к минимуму текучести кадров при стабильном штатном составе. Гарантией стабильности службы муниципальных служащих является трудовой договор, который предусматривает правила изменений трудового договора и его расторжения.

Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих. Этот принцип закреплен в ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Данный принцип означает, что муниципальная служба взаимодействует с гражданским обществом. Местное самоуправление это публичная власть, приближенная к населению. В основе местного самоуправления лежит реализация в решении вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность. Ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами осуществляется в различных иных формах. Такими формы являются публичные слушания, конференции, сход граждан и другие формы.

Принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций. Отражение особенности правового регулирования муниципальной службы, осуществляемого как на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований является основой данного принципа.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12), также предопределяет организационное отделение муниципальной службы от государственной; в ст.72 устанавливается, что установление общих принципов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего законодательное регулирование муниципальной службы осуществляется на двух уровнях; статьи 130-133 Конституции в общем виде регулируют вопросы организации местного самоуправления.

Указанные нормативные акты и закрепляют единые основные требования, предъявляемые к муниципальной службе и муниципальным служащим.

Общие положения о муниципальной службе обычно содержатся в уставах муниципальных образований. Иные вопросы организации муниципальной службы в муниципальном образовании могут регулироваться решениями представительного органа, постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования и главы местной администрации и другими муниципальными правовыми актами.

Именно на уровне муниципальных образований в наибольшей степени проявляется учет исторических и национальных традиций в организации муниципальной службы.

Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Указанный принцип призван обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему необходимые условия работы, ежемесячное денежное содержание, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с исполнением им должностных обязанностей, и т.п.

Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Ответственность является необходимым условием функционирования любого публичного института, которым, как было указано выше, является и муниципальная служба.

Применительно к муниципальным служащим позитивная ответственность выражается в осознании их личной ответственности за порученное дело. Однако указанный выше принцип говорит об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Следовательно, в данном случае речь идет о негативной ответственности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей является дисциплинарным проступком и влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности (ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Принцип внепартийности муниципальной службы. Данный принцип является заключительным в перечне, приведенном в ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Суть его заключается в том, что муниципальная служба, как публичная организация, должна быть свободна от контроля отдельных политических организаций и движений.

Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Муниципальным служащим запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п.12 ч.1 ст.14 закона), а также создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п.13 ч.1 ст.14 закона).

В то же время принцип "политической нейтральности" муниципальных служащих неправильно трактуется. Законом не ограничивается свобода совести, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не использовать статус служащего внеслужебных целях. Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной муниципальной службы в отношении всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений.

Основные цели муниципальной службы:

  • 1. Муниципальная служба должна стать эффективной структурой социального обслуживания, ответственной перед государством и подотчетной населению.
  • 2. Муниципальная служба может успешно функционировать на нижних уровнях управления, не дожидаясь команд с "верхних этажей", в соответствии с принципом оперативности управления.
  • 3. Муниципальная служба способна эффективнее разрабатывать природные, экономические, человеческие ресурсы муниципального образования посредством самоорганизации местных коллективов и профессионального управления.

Основными задачами муниципальной службы являются:

обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

защита прав и законных интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, муниципальная служба представлена:

  • 1) в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;
  • 2) в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;
  • 3) в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования.

Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Не менее важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

Таким образом, муниципальная служба содержит десять принципов, которые устанавливают закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы, выражают значимость, законность, социальную ценность отношений между служащими. Так же муниципальная служба имеет свои цели, задачи и функции, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению своей социальной роли и государственно-правового назначения.


Top